Ольга Куклина
Урок окружающего мира в 4 классе «Русь расправляет крылья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русь расправляет крылья
Тип урока : изучение нового материала с первичным закреплением
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная групповая
Технология: традиционная с использованием ИКТ
Цель: создать благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.
Ход урока
I. Мотивационно – целевой
Орг. момент.
Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Русь расправляет крылья“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
«Прозвенел уже звонок
– Приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать»
- Добрый день, ребята. Улыбнитесь гостям, друг другу и тихонечко присаживайтесь.
- Оценивать свои знания будем сегодня монетами: серебряная – знаю, но могу ошибиться, золотая – знаю, ….
- Оцените готовность к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности.
-Предлагаю урок начать с ребуса. Разгадайте ребус, какое слово спряталось? (объяснение, если потребуется) Родина
- Не забывайте оценивать свою работу.
-А как называется наша Родина? В какой стране мы с вами родились? (Россия)
-А как называлась Россия в далёкие времена? (Русь)
-Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой.
- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (Птицу)
- Как вы думаете, хорошо ли живется этой птице?
- А почему?
- А какую птицу вы видите на этой картинке?
- Для чего птицы расправляют крылья? (чтобы отправиться в полет)
- Крылья символ чего? (полета, свободы, силы и т. д.)
- А еще с птицей часто сравнивают Русь.
Знамена Русь свои расправь,
Взмахни могучими крылами!
Зло побеждала ты не раз,
И сеяла добро веками.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Русь расправляет крылья
-Как вы думаете, почему Русь расправляет крылья? Кто связал их ей? (ответы детей)
О чём вы бы хотели узнать на уроке?
Задачи:
1. Узнать о том, как возродилась Русь,
2. Кто из князей повлиял на этот результат.
II. Ориентировочный
- Чтобы ответить на эти вопросы, где можно найти информацию? (ответы детей)
Проверка домашнего задания.
- Но прежде, чем мы перейд м к теме нашего урока, вспомним, о каких исторических личностях вы узнали на прошлых уроках и какие события произошли в 13 веке на Руси.
- Для этого мы поиграем в игру «Составь рассказ»
Работа в группе.
- Я раздам каждой команде слова, а ваша задача- составить из них предложения и с готовыми предложениями выйти к доске. Так мы восстановим хронологию событий, которые вы изучили на прошлых уроках.
1. В 1237 году монголо-татары первым разгромили город Рязань.
2. В 1238 году разрушили город Владимир и Козельск.
3. В 1240 году разрушили город Киев.
- Оцените работу в группе.
- И по одному вопросу каждой группе:
1. Кто возглавил поход на Русь?
2. Как вы думаете почему Русь не смогла дать отпор Золотой Орде?
3. Кто и что выплачивал Золотой Орде?
- Оцените свои ответы.
- А всегда ли Русь была сильной птицей?
Вот такой была птица – Русь в 13 веке (Показ худой птицы со сложенными крыльями)
- У вас на партах лежат палочки.
- Возьмите одну палочку и переломите ее.
- Легко ли у вас получилось это сделать? Почему? (ответы детей)
- Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)
- Вывод: К середине 12 века Древняя Русь распалась на княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Карта Руси того времени напоминает разноцветную мозаику. В результате все русские княжества по очереди были покорены войсками Золотой Орды. Для Руси это были трудные времена.
- Откройте учебник на странице 61, еще раз посмотрите на разноцветную мозаику.
Найдите на карте Северо- Восточную Русь. Назовите ее города. (ответы детей)
- Проверьте себя по тексту учебника, с 65.
(Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль)
- Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.
Работа в парах
-На с. 65-66 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы (карточки)
1. Опишите князей северо-восточной Руси. (Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости)
2. Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси. (В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи)
3. Как развивалось купечество в северо-восточной Руси.
4. Как возникли монастыри?
5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троице-Сергиева Лавра)
6. Кто явился основателем этого монастыря? (Сергий Радонежский)
- Верно, ребята. В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского.
- А как в детстве звали монаха Сергия? (Варфоломей)
Так вот до глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах.
- Как вы думаете, какой должна быть страна, чтобы бороться с врагом?
- А теперь возьмите пучок палочек и снова попробуйте их переломить.
- В первый раз у вас легко получилось сломать прутик.
- А сейчас? Почему?
Какой вывод мы можем сделать (ответы детей)
Вывод: Чтобы противостоять врагам, Руси, нужно было собрать русские земли воедино
- И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы. Это было Московское княжество.
В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского….
- А о том, какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году, и почему он получил историческое прозвище «Калита» будем читать текст учебника со с. 66 по цепочке.
-Какие незнакомые слова вы заметили в тексте? (Торжище, калита, шапка Мономаха, Кремль)
-Торжище-это место торговли возле Кремля.
-Калита- кошель с деньгами. Рассмотрим иллюстрацию на с. 68
-Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрим иллюстрацию на с. 68
-Кремль-крепость; укрепленный центр древнерусского города.
-Что такое Калита? (Кожаный кошель с деньгами)
-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича? (Калита)
-За что его так прозвали? (За щедрость к бедным людям)
- Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище? (ответы детей)
- Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита.
Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим. У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что он жестоко расправлялся с ворами и разбойниками, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.
Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был…
(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).
Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.
Работа с картой.
-Перед вами список городов и княжеств, посмотрите на карту на с. 73. Давайте проследим, как Иван Калита собирал русские земли вокруг Москвы.
- Найдите на карте - Чернигов, Владимир, Новгород, Вологда, Нижний Новгород.
- Дело по укреплению Москвы и собиранию русских земель вокруг неё продолжали дети и внуки Ивана Калиты.
- Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица?
- Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?
- Но об этом вы узнаете на следующем уроке.
- Ребята, а вы помните, какая у нас была птица вначале урока? (Худая, замученная)
- Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.?
- А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?
- Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья.
- А еще в наследство от Ивана Даниловича московские князья получили символ власти. Он называл этот символ «Золотая шапка». Но у него есть еще и другое название.
- А вот что это за символ, вы найдете сами. Это будет ваше домашнее задание.
VII. Итог урока.
- А сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
1. Узнать о том, как возродилась Русь,
2. Кто из князей повлиял на этот результат.
- Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Ребятки, сейчас загляните в свой кошелек, полна ли ваша казна?
- А если объединим два княжества? Будет ли казна полна?
- В 4 княжества.
-Если объединимся в одно большое княжество? Что произойдет с казной?
- Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита?
- У вас на партах в кошельках лежат золотые и серебряные монетки. Я предлагаю вам поделиться своими впечатления от урока и продолжить фразу : Я отдаю свои монетки потому, что …
- Я тоже хочу поделиться своими впечатлениями от урока. Я отдаю свои монетки потому, что…. (Раздаю шоколадные монетки)
IX. Домашнее задание.
Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?»
Нарисуйте великокняжеского головного убора князя Ивана Даниловича