Папки-передвижки

Урок окружающего мира в 4 классе «Русь расправляет крылья»

Ольга Куклина
Урок окружающего мира в 4 классе «Русь расправляет крылья»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Русь расправляет крылья

Тип урока : изучение нового материала с первичным закреплением

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная групповая

Технология: традиционная с использованием ИКТ

Цель: создать благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Ход урока

I. Мотивационно – целевой

Орг. момент.

Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Русь расправляет крылья“» размещена в разделах

«Прозвенел уже звонок

– Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

- Добрый день, ребята. Улыбнитесь гостям, друг другу и тихонечко присаживайтесь.

- Оценивать свои знания будем сегодня монетами: серебряная – знаю, но могу ошибиться, золотая – знаю, ….

- Оцените готовность к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

-Предлагаю урок начать с ребуса. Разгадайте ребус, какое слово спряталось? (объяснение, если потребуется) Родина

- Не забывайте оценивать свою работу.

-А как называется наша Родина? В какой стране мы с вами родились? (Россия)

-А как называлась Россия в далёкие времена? (Русь)

-Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой.

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (Птицу)

- Как вы думаете, хорошо ли живется этой птице?

- А почему?

- А какую птицу вы видите на этой картинке?

- Для чего птицы расправляют крылья? (чтобы отправиться в полет)

- Крылья символ чего? (полета, свободы, силы и т. д.)

- А еще с птицей часто сравнивают Русь.

Знамена Русь свои расправь,

Взмахни могучими крылами!

Зло побеждала ты не раз,

И сеяла добро веками.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Русь расправляет крылья

-Как вы думаете, почему Русь расправляет крылья? Кто связал их ей? (ответы детей)

О чём вы бы хотели узнать на уроке?

Задачи:

1. Узнать о том, как возродилась Русь,

2. Кто из князей повлиял на этот результат.

II. Ориентировочный

- Чтобы ответить на эти вопросы, где можно найти информацию? (ответы детей)

Проверка домашнего задания.

- Но прежде, чем мы перейд м к теме нашего урока, вспомним, о каких исторических личностях вы узнали на прошлых уроках и какие события произошли в 13 веке на Руси.

- Для этого мы поиграем в игру «Составь рассказ»

Работа в группе.

- Я раздам каждой команде слова, а ваша задача- составить из них предложения и с готовыми предложениями выйти к доске. Так мы восстановим хронологию событий, которые вы изучили на прошлых уроках.

1. В 1237 году монголо-татары первым разгромили город Рязань.

2. В 1238 году разрушили город Владимир и Козельск.

3. В 1240 году разрушили город Киев.

- Оцените работу в группе.

- И по одному вопросу каждой группе:

1. Кто возглавил поход на Русь?

2. Как вы думаете почему Русь не смогла дать отпор Золотой Орде?

3. Кто и что выплачивал Золотой Орде?

- Оцените свои ответы.

- А всегда ли Русь была сильной птицей?

Вот такой была птица – Русь в 13 веке (Показ худой птицы со сложенными крыльями)

- У вас на партах лежат палочки.

- Возьмите одну палочку и переломите ее.

- Легко ли у вас получилось это сделать? Почему? (ответы детей)

- Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)

- Вывод: К середине 12 века Древняя Русь распалась на княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Карта Руси того времени напоминает разноцветную мозаику. В результате все русские княжества по очереди были покорены войсками Золотой Орды. Для Руси это были трудные времена.

- Откройте учебник на странице 61, еще раз посмотрите на разноцветную мозаику.

Найдите на карте Северо- Восточную Русь. Назовите ее города. (ответы детей)

- Проверьте себя по тексту учебника, с 65.

(Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль)

- Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.

Работа в парах

-На с. 65-66 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы (карточки)

1. Опишите князей северо-восточной Руси. (Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости)

2. Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси. (В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи)

3. Как развивалось купечество в северо-восточной Руси.

4. Как возникли монастыри?

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троице-Сергиева Лавра)

6. Кто явился основателем этого монастыря? (Сергий Радонежский)

- Верно, ребята. В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского.

- А как в детстве звали монаха Сергия? (Варфоломей)

Так вот до глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах.

- Как вы думаете, какой должна быть страна, чтобы бороться с врагом?

- А теперь возьмите пучок палочек и снова попробуйте их переломить.

- В первый раз у вас легко получилось сломать прутик.

- А сейчас? Почему?

Какой вывод мы можем сделать (ответы детей)

Вывод: Чтобы противостоять врагам, Руси, нужно было собрать русские земли воедино

- И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы. Это было Московское княжество.

В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского….

- А о том, какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году, и почему он получил историческое прозвище «Калита» будем читать текст учебника со с. 66 по цепочке.

-Какие незнакомые слова вы заметили в тексте? (Торжище, калита, шапка Мономаха, Кремль)

-Торжище-это место торговли возле Кремля.

-Калита- кошель с деньгами. Рассмотрим иллюстрацию на с. 68

-Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрим иллюстрацию на с. 68

-Кремль-крепость; укрепленный центр древнерусского города.

-Что такое Калита? (Кожаный кошель с деньгами)

-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича? (Калита)

-За что его так прозвали? (За щедрость к бедным людям)

- Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище? (ответы детей)

- Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита.

Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.

Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим. У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что он жестоко расправлялся с ворами и разбойниками, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.

Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был…

(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).

Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.

Работа с картой.

-Перед вами список городов и княжеств, посмотрите на карту на с. 73. Давайте проследим, как Иван Калита собирал русские земли вокруг Москвы.

- Найдите на карте - Чернигов, Владимир, Новгород, Вологда, Нижний Новгород.

- Дело по укреплению Москвы и собиранию русских земель вокруг неё продолжали дети и внуки Ивана Калиты.

- Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица?

- Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?

- Но об этом вы узнаете на следующем уроке.

- Ребята, а вы помните, какая у нас была птица вначале урока? (Худая, замученная)

- Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.?

- А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?

- Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья.

- А еще в наследство от Ивана Даниловича московские князья получили символ власти. Он называл этот символ «Золотая шапка». Но у него есть еще и другое название.

- А вот что это за символ, вы найдете сами. Это будет ваше домашнее задание.

VII. Итог урока.

- А сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

1. Узнать о том, как возродилась Русь,

2. Кто из князей повлиял на этот результат.

- Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Ребятки, сейчас загляните в свой кошелек, полна ли ваша казна?

- А если объединим два княжества? Будет ли казна полна?

- В 4 княжества.

-Если объединимся в одно большое княжество? Что произойдет с казной?

- Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита?

- У вас на партах в кошельках лежат золотые и серебряные монетки. Я предлагаю вам поделиться своими впечатления от урока и продолжить фразу : Я отдаю свои монетки потому, что …

- Я тоже хочу поделиться своими впечатлениями от урока. Я отдаю свои монетки потому, что…. (Раздаю шоколадные монетки)

IX. Домашнее задание.

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?»

Нарисуйте великокняжеского головного убора князя Ивана Даниловича

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мир в 3 классе «Петр Великий» по УМК «Школа-2100» Цель урока: Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни. Задачи.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 4 классе «Русь расправляет крылья»
Опубликовано: 20 июня 2022 в 20:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок окружающего мира в 4 классе «Русь расправляет крылья»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куклина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД