Ольга Угренёва
План-конспект урока математики во 2 классе «Свойства противоположных сторон прямоугольника»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект урока математики
ФИО Угренёва Ольга Валерьевна
Место работы МБОУ СОШ № 70 г. Хабаровска
Должность Учитель начальных классов
Предмет математика.
Класс 2
Тема и номер урока Свойства противоположных сторон прямоугольника.
Базовый учебник УМК «Школа России». Математика. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: М. И. Моро, С. В. Степанова, С. И. Волкова
Москва, «Просвещение». Часть 2.
Публикация «План-конспект урока математики во 2 классе „Свойства противоположных сторон прямоугольника“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока : Ознакомление со свойством противоположных сторон прямоугольника
Задачи:
Образовательные:
1) Создать условия для ознакомления со свойством сторон прямоугольника (противоположные стороны прямоугольника равны);
2) Содействовать закреплению умений выполнять письменные приёмы сложения и вычитания вида 36+28, 32-24, делать проверку; решению задач изученных видов, закреплению вычислительных умений и навыков.
Развивающие:
развивать математическую речь; умение устанавливать закономерности; внимание; логическое мышление; пространственное мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению математики; самостоятельность; формированию умений осуществлять взаимоконтроль; воспитывать желание преодолевать трудности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания, для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре, группе.
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Тип урока изложение нового материала.
Методы словесный, наглядный, поисковый, практический
Формы работы фронтальная, коллективная, работа в группах, работа в парах
Технологии технологии деятельностного подхода
Оборудование раздаточный материал (геометрические фигуры, полоски бумаги,
клей, прямоугольные треугольники,
презентация «Свойства прямоугольника», компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
– Прочитайте моё к вам пожелание на сегодняшний урок.
– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
– Молодцы, готовы к уроку. Тогда начнём работу.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1. Интеллектуальная разминка.
– Сегодня я приготовила для вас много интересных заданий. Чтобы узнать, с чем они связаны, давайте выполним разминку:
– Поставьте синим карандашом точку, которая расположена внутри прямоугольника и внутри квадрата.
– Поставьте зелёным карандашом точку, которая расположена внутри прямоугольника, но вне квадрата.
– Поставьте жёлтым карандашом точку, которая расположена вне прямоугольника и вне квадрата.
– Поставьте красным карандашом точку, которая расположена вне прямоугольника, но внутри квадрата. (на доске один ученик выполняет это задание)
– Какие геометрические фигуры присутствовали в этом задании?
(прямоугольник и квадрат)
2. Повторение всех известных геометрических фигур.
– Из геометрических фигур состоят многие предметы, которые нас окружают.
Слайд 2: Строим дом.
На пригорке за ручьём
Мы сейчас построим дом.
Начинаем строить дом:
Тут фундамент возведём.
Класть кирпичик к кирпичу
Это нам по плечу.
Заберёмся мы повыше
И на дом поставим крышу.
А на крыше петушок
На нём красный гребешок.
Печку мы кладём повыше.
Вот уже труба на крыше.
Из трубы дымок кольцом.
Стены мы поставили,
Стёкла в окна вставили.
Приходите в светлый дом
Здесь мы славно заживём!
(на экране слайд с изображением домика из геометрических фигур)
– Назовите геометрические фигуры из которых составлен этот домик.
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник)
Игра «Исключение лишнего». Слайд 3:
(на доске слайд с изображением геометрических фигур)
– Какая фигура здесь лишняя? (круг – у него нет углов)
– А теперь? (треугольник, остальные с четырьмя углами и сторонами)
– А теперь я хочу исключить квадрат. Объясните, почему?
(у этого четырёхугольника все стороны равны)
– Какая из оставшихся фигур – прямоугольник? (дети указывают номер)
– Догадались, о чём сегодня мы будем говорить? (о прямоугольнике)
III. Выявление места и причины затруднения.
1. Повторение имеющихся знаний о признаках прямоугольника.
– А какая геометрическая фигура лежит у вас на столе? (прямоугольник)
– Почему вы так решили? Докажите. (есть 4 стороны и все 4 угла прямые)
– Проверьте с помощью угольника будут ли все углы прямыми. (дети проверяют)
– Так какая фигура называется прямоугольником?
Слайд 4:
– Молодцы. Это свойство мы знаем.
– А сегодня вы узнаете что-то новое о прямоугольнике : какие свойства есть ещё у прямоугольника.
- Какую же мы поставим перед собой цель? (Выяснить, какими свойствами обладает прямоугольник)
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
1. Введение понятия противоположные стороны.
Слайд 5 (на экране слайд с изображением прямоугольника)
- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может вы ещё, что-то интересное заметите у прямоугольника?
– Ребята, обратите внимание на стороны прямоугольника. (Стороны, находящиеся друг напротив друга - одинаковые)
– Может кто-нибудь знает, или догадывается, как называются стороны прямоугольника, изображённые красным цветом?
(дети высказываются)
– Эти стороны лежат напротив или против друг друга, поэтому называются
.
– Так значит, как будут называться стороны прямоугольника, обозначенные зелёным цветом? (тоже противоположными сторонами)
– А сколько пар противоположных сторон у прямоугольника? (две пары)
– Давайте покажем друг другу противоположные стороны на ваших прямоугольниках. (работа в парах)
V. Реализация построенного проекта.
1. Знакомство со свойством равенства противоположных сторон – практическая работа.
– А теперь повнимательней присмотримся к противоположным сторонам.
– Что интересного вы заметили?
– Ваши предположения? (противоположные стороны равны, одинаковы по длине)
– Давайте проверим это предположение!
– Как будем проверять? ( дети предлагают способы проверки: с помощью линейки, верёвочкой, сгибанием)
– Как проверить без линейки, что противоположные стороны данного прямоугольника равны?
1. Способ «верёвочкой».
– У нас на столе «случайно» оказалась верёвочка. Давайте ею воспользуемся.
(учитель показывает как с помощью этого предмета можно проверить выдвинутое детьми предположение путём прикладывания верёвочки к сторонам данного прямоугольника)
– Что установили? (ответ детей)
2. Способ перегибания прямоугольника.
– А теперь согните лист, приложив друг к другу противоположные стороны.
– Что видим? (стороны совпали)
– А что это значит? (длины сторон равны)
– Теперь давайте подтвердим этот вывод путём измерения длин противоположных сторон с помощью линейки.
– Подтвердилось ли ваше предположение о равенстве противоположных сторон?
(да)
- Какой вывод можно сделать? (У прямоугольника противоположные стороны равны)
Слайд 6
– Итак, что сегодня мы узнали о противоположных сторонах прямоугольника?
Слайд 7:
2. Работа по учебнику.
– Давайте сравним вывод, сделанный нами с выводом в учебнике на стр. 32.
– Прочитаем его хором.
– И так, что теперь знаем мы о прямоугольнике?
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Противоположные стороны прямоугольника равны.
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1. Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
- Почему даны только два измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны? (Свойство прямоугольника – противоположные стороны равны)
2. Работа по учебнику.
– Посмотрите, какое интересное задание в №1 на с. 32.
– Прочитаем его.
– Можно ли обе фигуры назвать прямоугольниками? (дети высказываются)
– Значит, если у четырёхугольника противоположные стороны равны этого не достаточно, чтобы его назвать прямоугольником!
– Что ещё необходимо? (4 прямых угла) Слайд 8:
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму. У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как это сделать удобнее, быстрее?
(Изготовление прямоугольной рамки : клей, ножницы, полоски бумаги).
- Какие два правила вы соблюдали для построения прямоугольной рамы? (Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны)
- Проверьте себя и свою работу.
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 9:
1. Задача №2 на с. 32.
– Вот такие конструкции прямоугольной и четырёхугольной формы использовал мальчик Никита, о котором идёт речь в №2 на с. 32.
– Прочитаем задание.
– Это задача? (нет, есть условие, но нет вопроса)
– Ребята I – варианта - поставьте вопрос, чтобы ваша задача решалась действием сложения.
– А ребята II – варианта - поставят вопрос, чтобы их задача решалась действием вычитания.
– Теперь выберите схему, которая подходит к вашей задаче.
– Решение задачи запишите в тетрадь самостоятельно.
Проверка.
– Какой вопрос задан ребятами I – варианта? (сколько всего деталей использовал Никита)
– Какое решение записали?
– Прочитайте свой ответ.
– И так, почему ваша задача решается действием сложения? (нужно найти общее количество деталей)
– Какой вопрос задали ребята II – варианта? (на сколько больше деталей затратил Никита на подъёмный кран, чем на тележку, или – на сколько меньше затратил Никита на тележку, чем на кран)
– Ваше решение и ответ?
– И так, почему ваша задача решается действием вычитания? (мы сравниваем числа, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого)
2. Домашнее задание.
–Чтобы строить дома, конструировать машины, ракеты и многое другое, нужно много знать и уметь. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам понятно, для чего его изучают? Без этих знаний не обходятся конструкторы, изобретатели, инженеры-строители.
– Вот и вы дома выполните интересные задания: № 4 на с. 32 и № 8 на стр. 33.
X. Рефлексия учебной деятельности:
- Что нового узнали о свойствах прямоугольника?
Слайд 10:
– Какие открытия вы сделали для себя сегодня?
– Что осталось непонятным? Над чем стоит поработать?
– Мы начали сегодня урок с разговора о настроении. Если у кого-то и было плохое, изменилось ли оно в лучшую сторону?
- Давайте составим дерево успеха.
Зелёный листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой.
Жёлтый листок – допустил неточность.
Красный листок – надо постараться и успех придёт.
- За урок получают оценки :….
– Молодцы. Слайд 11:
- И пусть вашим девизом станут слова:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
– Урок окончен. Всем спасибо за работу.