Ольга Прудникова
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные:
• овладение и использование разных форм соорганизации;
• овладение умениями слышать и слушать друг друга;
• овладение умениями наблюдать за изменениями настроения и сопереживать героям произведения,
• овладение умениями выстраивать свои версии, оформляя их в форме синквейна.
2. Учебные:
• овладение умениями анализировать текст;
• овладение умениями выразительно читать текст;
Ход урока.
1 этап: эмоциональное погружение с использованием приема «актуализация личного опыта».
Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С, Козлова „Черный омут“» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Литература, сказки, стихи для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
У: «Сегодня мы с вами будем читать одну необычную сказку, но сначала отгадайте слово, которое я загадала (на доске записано зашифрованное слово):
УСУТУРУАУХ
- Зачеркните мысленно все повторяющиеся буквы, и вы узнаете это слово.
Д: «Это слово страх».
У: «Да верно, именно это слово я и загадала. А что вы больше всего боитесь?»
Д: «Я боюсь темноты;
• Я боюсь высоты;
• Я боюсь смерти;
• Я боюсь потерять близких;
• Мне страшно оставаться одной и т. д.»
У: «А я, ребята, тоже боюсь темноты, даже до сих пор, если остаюсь дома одна, то сплю только со светом. Так что у каждого человека есть свой страх.
У: «А что такое омут, как вы думаете?»
Д: Омут – это что-то страшное…
• Это какая-то темнота, холод…
• Омут – это зверь большой…
• Это,наверное, какой-то монстр…
У: «А на самом деле, омут – это глубокое место в реке, озере. Вода в омуте темная, глубокая, и люди, чаще всего, обходят такие места, боятся их.
Называют омут черным, так как место страшное».
Д: «И нам было страшно от этого слова»
2 этап: разворачивание темы с использованием приемов «прогнозирование», наблюдение за настроением, чтение по ролям.
У: «А сегодня мы будем читать сказку С. Козлова «Черный омут»
Как вы думаете, о чем эта сказка?»
Д: Мне кажется, что эта сказка будет о страхе…
• А мне кажется, что эта сказка о месте, где будут пропадать люди…
• В этой сказке, наверное, будет что-то темное, неприятное…
У: «Давайте, познакомимся с этой сказкой»
(Раздаю тексты, напечатанные на листах. Сказка без последних слов Черного Омута)
Чтение по цепочке.
У: «Понравилась сказка? Чем?»
Д: Сказка понравилась тем, что Черный Омут помог зайцу преодолеть страхи;
• Мне понравилось, что Заяц не побоялся самых страшных зверей леса;
• А мне понравилось, как Волк и лиса удивлялись, что Заяц их не побоялся…
У: «Почему автор, дал сказке такое название: «Черный Омут»?»
Д: «Я думаю потому, что Черный Омут помог зайцу…
• А я думаю, такое название потому, что ничего страшнее черного Омута нет…
У: «А как вы представляете себе этого сказочного Черного Омута?»
Д: «Я его представляю в виде мутного человека…
• А я представляю место водяное, а вокруг этого места черный круг…
• Я тоже представляю озеро, но вода там меняется: то светлая, то темная…»
3 этап : Использование групповой формы работы, представление результатов работы групп.
У: «А давайте, эту сказку почитаем по ролям».
Найдите отрывок, где Заяц первый раз пришел к Омуту, отметьте его.
Какое настроение у Зайца было?»
Д: «Грустное унылое, испуганное, дрожащее.
Читать будем грустно».
У: «А как читать слова Омута?»
Д: «Громко, раскатисто, как бы растягивая слова».
У: «Давайте попробуем. Кто будет читать слова Омута, а кто Зайца?»
(выбираем первую пару, дети читают).
У: «Что вы можете сказать о чтении ребят?»
Д: «Мне кажется, что ребятам не удалось прочитать так, как мы говорили.
Трудно представить героев после такого прочтения, так как выразительности не было»
У: «Давайте попробуем еще раз, но уже с учетом всех настроений».
(читает другая пара)
Д: «Вот теперь ребята очень хорошо прочитали. Им удалось передать настроение героев».
У: «А теперь найдем второй отрывок встречи Зайца с Волком.
Какое настроение у Зайца теперь и как должен говорить Волк?»
Д: «Теперь у Зайца настроение веселое, он смелый, уверенный.
Волк грубый, читать надо громко».
У: «Прочитайте в парах и подготовьтесь».
(дети читают в парах, но сначала распределяют роли)
Спрашиваю несколько пар, затем дети высказывают свое мнение о выразительности и правильности пар.
Затем по отрывкам встречи с Лисой и Филиным работа выстраивается аналогично.
У: «Ребята, а вы когда читали сказку, ничего интересно, необычного не заметили?»
Д: «Да, как можно бояться шелеста листьев!
А мне показалось, что сказка не окончена» .
У: «Совершенно верно, сказка не окончена.
Я предлагаю закончить эту сказку.
Что же сказал Черный Омут Зайцу?
Работать вы будете по группам, а затем мы послушаем концовку каждой группы. Согласны?»
(Ребята работают в группах на тех же листах, где распечатан текст)
Дети показывают готовность. Начинаем выслушивать результаты работы групп.
1 группа: Черный Омут сказал: «Заяц, у всех есть хоть один страх на всю жизнь. Вот у тебя этот страх остался».
2 группа: Черный Омут: «Иди, Заяц и преодолей свой страх и ко мне больше не приходи».
3 группа: Черный Омут ответил Зайцу пословицей: «У страха глаза велики, ты не видишь этот шорох, а только слышишь, вот поэтому тебе и страшно».
4 этап: Использование приема «сопоставления собственной версии с авторской. »
У: «Молодцы, ребята, интересные версии. А хотите узнать, чем на самом деле закончилась сказка, что же все-таки сказал Черный Омут Зайцу?»
Д: «Да, хотим».
(читаю концовку сказки по учебнику)
У: «Пришел к Черному Омуту, спросил:
-Почему когда листья сыплются, страшно мне?
- Это не листья сыплются, это время шумит – сказал Черный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно».
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.»
У: «Про что же сказал Черный Омут?»
Д: «Черный Омут говорил о времени, что это не листья шуршат, а время идет.»
У: «Попробуйте дома составить синквейн к слову ВРЕМЯ и с прочтения ваших работ мы начнем следующий урок.
5 этап : составление синквейнов (индивидуальная письменная рефлексия).
Литературное чтение 2 класс. С. Козлов «Черный Омут»(2 урок)
Ход урока.
Урок начинается с прочтения детских версий (синквейнов) на понимание слова ВРЕМЯ.
У: «С какой сказкой мы работали на прошлом уроке?»
Д: «Сказка С. Козлова «Черный Омут»
У: «Как мы завершили прошлый урок?»
Д: «Вы нам задали к слову ВРЕМЯ составить синквейн».
У: «А почему именно к этому слову?»
Д: «Потому, что слова Черного Омута последние заканчивались тем, что он сказал Зайцу: «Это время идет…»
У: «Давайте послушаем друг друга».
(дети заканчивают синквейны):
Время - полезное, быстрое идет, тикает. Часы очень быстро бегут. Часики.
Время – тикающие, тихое, громкое, идут,стоят. У нас бегут минуты, секунды.
Время – утреннее, ночное. Идет, показывает. Сутки была у бабули в деревне. Час.
Время – утреннее, вечернее. Бежит, течет. Детям пора идти в школу. Река.
Время – умное, быстрое. Тикает, бежит. Как хорошо звенят часики. Времена.
Время – долгое, медленное. Идет, тикает. Бежит мальчик по дороге. Минуты.
Время – медленное, быстрое. Бежит стоит, шуршит. У меня еcть будильник Жизнь.
Использование приема «актуализация личного опыта».
У: «Спасибо, интересные работы.
Ребята, скажите, а вы боитесь времени и почему?»
Д: «Мне страшно, потому что время шуршит.
Время может остановиться, а это страшно.
Я боюсь, когда в лес хожу, так как время там как будто остановилось.
У: «А нужно ли бояться, что время улетает, как осенние листья?»
Д: «Да, нужно бояться, так как время улетает…
Да нужно, бояться по многим причинам:
1. Быстрее взрослеешь и этого хочется, но потом хочешь снова быть маленьким.
2. Многие маленькие не хотят взрослеть и поэтому боятся времени.
У: «Вы знаете, а я тоже боюсь времени. Когда была маленькой этого страха не было, а наоборот быстрей бы время шло, хочу вырасти, делать что хочешь… А сейчас время для меня так быстро идет: Не успела оглянуться уже сын взрослый, первые морщинки, первые седые волосы…»
Д: «А мне кажется, что времени бояться не надо, время лечит. Страшное проходит и все забывается.
Можно всю жизнь провести весело, интересно так, что на время не будешь обращать внимания.
Я согласен с Мадиной, но еще мы все равно возвращаемся в эту жизнь обратно: деревом, цветком, животным.
Детям предоставляется право выбора работать с собственным словом и выбор способа соорганизации: пара, группа, самостоятельно.
У: «Ребята, а вот если бы я сейчас вам предложила составить синквейн, к какому слову вы бы его составили?»
Д: «Страх, ночь, Черный Омут, листья, опять о времени, куст, Вечерний страх, жизнь.
У: «Выбирайте свое слово и составьте, пожалуйста, свой синквейн.
(ребята работают по одному, а кто-то в паре (по желанию)
Жизнь – быстрая, медленная. Проходит, бежит, течет. Моя бабушка долго живет. Тьма.
Листья – желтые, красные. Шуршат, осыпаются. Осыпаются листья на большую землю. Осень.
Жизнь – медленная, быстрая. Бежит, думает, учит. У меня очень хорошая семья. Мир.
Страх - мутное, черное. Приближается, уходит, стоит. Мне страшно одной дома. Тьма.
Жизнь – короткая, длинная. Идет, заканчивается, начинается. Все люди когда-нибудь умирают. Тьма.
Жизнь – длинное, медленное. Идет, идет, проходит, продолжается. Мне нравится мое время. Мир.
У: «Спасибо, очень интересно и уже синквены правильные.
С каким текстом хотели бы поработать на следующем уроке?»
Д: «Русалочка, потому что там много интересного и есть над чем подумать.»
Комментарий.
Я считаю, что очень важно актуализировать на уроке работу с переживанием, настроениями, чувствами, потому что именно эмоциональная вовлеченность и есть важнейшее проявление детского опыта, т. е. через эмоции ребенок понимает, истолковывает свои ощущения. Поможет ему в этом сказка, ведь сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазии, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как смерть и жизнь, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, защите.
Для меня, как для педагога, очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое отражение чувства ребенка.
На мой взгляд, именно через сказку чувства ребенка будут востребованы в полной мере.
Я не одинока в своем мнении. Например, В. А. Сухомлинский считал, что в сказке ребенок черпает первое представления о добре и зле. Через сказку ребенок сам может выразить свое отношение к окружающему. В сказках дети переживают очень горячо за своих героев, делятся с ними своими мыслями, рассказывают то, что их больше всего волнует.
Очень часто обращается к сказке Ш. Амонашвили. Он считает, что сказки нужны как воздух, потому что через сказки умные, мудрые, дети постигают правду жизни.
Структура урока эмоционального погружения в работе со сказкой.
Сама совместная деятельность на таких занятиях разворачивалась следующим образом.
1 этап – эмоциональное погружение. Это первоначальный этап, на котором очень важно – это создание комфортных условий для дальнейшей работы на уроке, а так же завлечь детей в какое – то совместное дело, путешествие и т. д.
2 этап – восприятие сказочно – жизненной ситуации. На этом этапе на знакомые ситуации мы пытаемся посмотреть с другой стороны или как бы изнутри. Здесь хорошо развивается наблюдательность, воображение, фантазия.
3 этап – сопереживание, сопричастие, сочувствие. На этом этапе мы учимся понимать друг друга, понимать свои чувства, понимать про то, что с нами и другими происходит, и говорить об этом.
4 этап – нравственный урок, извлекаемый из совместного проживания жизненной ситуации. Этот этап я стараюсь на каждом занятии, т. к. считаю, что с каждого урока дети должны уносить что – то умное, доброе, вечное. И в наш век дети должны хорошо разбирать, где добро, а где зло и именно сказка поможет нам в этом.
На уроках эмоционального погружения происходит актуализация, разворачивание, истолкование опыта впечатлений и переживаний участников совместной деятельности, когда педагог актуализирует, порождает, обогащает, оформляет этот опыт, а ребенок проживает, осознает, истолковывает, фиксирует свои впечатления и переживания
Итак, уроки эмоционального погружения способствуют развитию «эмоционального интеллекта», что помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу, то есть атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.