Приложение МААМ

Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»

Татьяна Козыревская
Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературного чтения во 2 классе

на тему: «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: познакомить обучающихся с творчеством В. Лунина и со стихотворением «Я и Вовка», продолжать учить читать выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыки беглого чтения.

Задачи урока:

Образовательные:

- пробудить интерес к творчеству В. В. Лунина,

- продолжать учить находить из текста главную мысль,

- научить выразительно читать стихотворение «Я и Вовка»,

-формировать нравственные качества у воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку)

Развивающие:

-развивать интерес к чтению, умение объяснять отношение к прочитанному,

-развивать умение отвечать на вопросы полным ответом,

- обогащать словарный запас новыми словами (мольба, трын-трава, нынче)

- учить соотносить пословицы к произведению

-развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений, уважение к ровесникам, друг к другу,

- воспитывать серьёзное отношение к дружбе,

- способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию;

- формировать умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

- выразительных средств, создающих художественный образ;

- расширять активный и пассивный словарь детей.

Личностные УУД:

- применять простые правила поведения при сотрудничестве;;

(договариваться друг с другом, проявлять внимание и такт при работе в паре);

- осознавать роль языка в речи;

- высказывать своё мнение.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

• Знать, что самое ценное в дружбе- любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;

• Оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;

• Знать правила дружбы.

Метапредметные:

• Принимать и сохранять целевые установки урока,сформулированные совместно с учителем;

• Осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;

• Анализировать иллюстрации учебника;

• Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий, участвовать в играх в соответствии с заданием;

• Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;

• Формулировать выводы из изученного материала.

Личностные:

• Осознавать ценность дружбы, согласия, .взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.

Технологии:

• Технология проблемного обучения

• Игровые технологии

• Здоровьесберегающие технологии

• Обучение в сотрудничестве

Оборудование:

1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);

2. карточки с заданиями;

3. плакаты для словарной работы;

4. толковый словарь русского языка С. И. Ожегова;

5. школьный словарик антонимов и синонимов русского языка;

6. книжная выставка «Хорошие книжки девчонкам и мальчишкам»;

7. иллюстрации картинки на тему «Дружба»;

8. портрет писателя В. В. Лунина;

9. пословицы о дружбе.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с огромным удовольствием покажем, как можем работать.

- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы по смыслу в рифму добавляете слова:

В школу мы пришли (учиться,

Не лениться, а (трудиться).

Читать будем (старательно,

Слушать все (внимательно).

• Психологический настрой обучающихся.

- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

- Прочитайте девиз урока:

«Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.»

ІІ. Актуализация знаний

1. Слушание и работа над сказкой

- Нашу с вами встречу я хочу начать со сказки.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Дружба.

Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют своё мнение).

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

Учитель:

– Какое прекрасное слово - дружба! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет заглянуть тебе в тайну знаний.

2. Словарная работа.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?

(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).

- Найдите в толковом словаре Ожегова объяснение слов «друг» и «дружба» (дети находят и читают):

Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”. О дружбе сложены песни, стихи, написаны книги, сняты мультфильмы и художественные фильмы.

- Найдите в школьном словарике антонимы и синонимы к этим словам (дети находят и читают)

Друг – враг

Дружба – вражда

3. Речевая разминка

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

4. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вам нужно было выбрать любое произведение из представленной выставки «Хорошие книжки девчонкам и мальчишкам» и составить отзыв о нем. (слушание отзывов о прочитанных произведениях).

ІІІ. Усвоение новых знаний

1. Работа с информацией о писателе.

Теперь я предлагаю вам поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре (чтение памятки).

Вам нужно самостоятельно выбрать важные для вас моменты жизни Виктора Лунина и ответить на мои вопросы (дети знакомятся с информацией).

Виктор Владимирович Лунин – писатель, поэт, переводчик. Он родился в Москве 6 мая 1945 года, в семье пианистки. Воспитывали его бабушка и дедушка, так как мама была постоянно на работе.

В доме было много книг, которые собирал его отец. Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в детстве. Первые публикации стихов появились в начале 70-х годов в журнале «Мурзилка». Виктор Владимирович взял псевдоним Лунин, хотя его настоящая фамилия Левин. Он это сделал для того, чтобы его не спутали с другим детским писателем Вадимом Левиным. У него было выпущено более 40 книг. Вот некоторые из них: «Песня о волшебной стране», «Вежливый слон», «Поверьте!», «Я и Вовка».

Приблизительно в те же годы Лунин занялся переводами. За переводные стихи Лунин в 1998 году был награждён почётным международным дипломом им. Андерсена.

- Итак, ребята, вы самостоятельно изучили информацию о жизни и творчестве В. В. Лунина. Что же вы о нем узнали?

- Кто такой В. В. Лунин? (писатель, поэт, переводчик).

- Где и когда он родился? (в Москве, 6 мая 1945 года)

- Какая настоящая фамилия писателя? (Левин)

- Зачем Виктор Владимирович взял этот псевдоним? (чтобы не спутали с другим детскими писателем Вадимом Левиным)

- Чем увлекался в детстве юный Виктор Лунин? (чтением книг, поэтому начал писать стихи в раннем возрасте)

- В каком журнале напечатали стихотворения Лунина? («Мурзилка»)

-Какие стихотворения писал Лунин? («Песня о волшебной стране», «Вежливый слон», «Поверьте!», «Я и Вовка»)

- Кем еще был писатель Лунин? (переводчиком)

-Сколько книг выпустил Виктор Владимирович? (более 40 книг)

2. Самоопределение к теме.

(Звучит песня «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.»)

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

-Попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке?

- О чем будет новое произведение? (О дружбе).

- Надо ли беречь дружбу?

Мы продолжаем тему дружбы и сегодня мы познакомимся с творчеством и жизнью замечательного поэта Виктора Владимировича Лунина и с его произведением.

Итак, тема сегодняшнего урока. В. В. Лунин и его произведение «Я и Вовка»

-Нам необходимо познакомиться с творчеством Лунина и его произведением «И и Вовка», научиться правильно, выразительно читать, оценивать поступки героев.

Я уверена, что стихотворение «Я и Вовка» вам очень понравится, и доставит вам много удовольствия.

3. Работа над стихотворением «Я и Вовка»

• Беседа о произведении:

- О ком, по – вашему говорится в стихотворении «Я и Вовка»? (о друзьях)

- От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? (от имени рассказчика)

- Да, можно предположить, что речь идет о друзьях, один из них рассказывает о дружбе.

- Но посмотрите в учебнике на стр. 77 на иллюстрацию к стихотворению.

О дружбе ли идет речь? (о взаимоотношении между ребятами)

• Комбинированное чтение

-Давайте проверим. Мне понабиться ваша помощь. Я буду начинать читать, а вы - продолжать.

• Жужжащее чтение.

- А теперь все читаем одновременно вслух, вполголоса.

• Словарная работа.

- Ребята, а какие новые слова вы услышали в стихотворении? (дети находят незнакомые слова и объясняют их значение, сверяются я с записью на доске:

Мольба – горячая просьба

Нынче – сегодня

Трын-трава – все безразлично, все нипочем.

• Работа в паре. Восстановление последовательности событий в стихотворении.

- А сейчас мы с вами попробуем восстановить последовательность событий в стихотворении. Перед вами лежит на парте цветок с записанными пунктами плана. Укажите последовательность событий, проставив номера от 1 до 9. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если все правильно, закрасьте листочек цветка зеленым карандашом, если 1 -2 ошибки - желтым, а если больше ошибок – красным. (самопроверка; чтение плана стихотворения)

• Прием «Кубик Блума»

- А теперь я проверю, насколько вы внимательно читали и слушали стихотворение. Для этого я использую кубик Блума.

- Назови главных действующих лиц стихотворения (Вовка, рассказчик)

- Почему обиделся рассказчик? (Вовка пренебрёг чувствами товарища)

- Придумай продолжение истории

- Объясни значение слова «мольба»

- Поделись советом, чтобы ребята не ссорились

- Предложи правило дружбы

(дети отвечают на вопросы)

• Индивидуальная работа возле доски

- Ребята, узнайте героя стихотворению по его качествам, спрятанным в корзинках на доске. (два ученика работают возле доски)

Вовка- пренебрег чувствами товарища, ветреный и несерьезный

Рассказчик – доверчивый, добрый и верный мальчик; дружелюбный и готовый все простить своему товарищу.

• Игра «Народная мудрость»

-А сейчас вам нужно восстановить пословицы из частей и объяснить их значение. (ученик работает возле доски)

Не мил и свет, когда друга нет.

Старый друг лучше новых двух.

Доброе братство лучше богатства.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Без друга в жизни туго.

• Беседа по содержанию стихотворения

-Какая же главная мысль стихотворения? Чему оно нас учит? (стихотворение учит ценить настоящих друзей, а не тех, которые не умеют дружить; учит все делать вместе)

- Что мешает дружбе? (эгоизм, упрямство, драки, обиды, грубость, обзывания)

-Что вы цените в дружбе? (понимание, верность, надежность, поддержка, уважение)

• Игра «Избавься от отрицательных эмоций»

-Ребята, а вам нравятся такие качества, как обида, зависть, злость? И мне тоже не нравятся! А давайте избавимся от них! (Дети срывают картинки с отрицательными качествами, а под ними видят другие картинки с качествами: любовь, удовольствие, радость)

• Составление правил дружбы

- Сейчас попробуйте в паре составить правила дружбы. (дети самостоятельно работают в парах и называют правила)

4. Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся, вставайте и повторяйте движения за мной.

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

IV. Закрепление изученного материала

• Выразительное чтение. Прием «Оживи картинку»

- Ребята, подготовьтесь читать выразительно, подумайте, какие слова надо выделить голосом.

- Передать настроение стихотворения мы можем не только с помощью голоса, но и мимикой лица? Что это значит?

- Давайте потренируемся в чтении стихотворения. Один ученик читает, а другой мимикой лица, жестами реагирует на услышанное.

- Хорошо ли они передали настроение стихотворения, соблюдали ли знаки препинания?

- Давайте оценим чтение каждого одноклассника, что было хорошо, над чем стоит поработать?

-Как вы считаете, можно ли мальчиков из этого стихотворения назвать друзьями? Почему?

- Кто из них друзья? Докажите словами из текста.

- А это чьи слова?

«Ведь он говорит, что мы - друзья». (Кто говорит?- Вовка).

А Витька с ним согласен? – Нет!

- Что он об этом говорит? («И Вовка бросил меня опять…»)

- А вы как считаете? Они - друзья?

- А кто из мальчиков вам больше понравился?

-Какие строки вы бы читали с радостью? (прочитайте)

-А как вы прочитаете строки, к которых мальчик рассказывает о своих переживаниях? (прочитайте)

- Скажите, когда друзья бывают счастливы? (Когда верны друг другу, не бросают друг друга).

• Игра «Правильное решение»

-Ребята, настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем в парах разрешить несколько житейских ситуаций и поразмыслим, как бы поступил в них настоящий друг.

Вам предлагаются для обсуждения разные жизненные ситуации. Подумайте и примите правильное на ваш взгляд решение. Ответ обоснуйте.

1 ситуация

Твой друг не смог выполнить домашнее задание и просит у тебя списать.

2 ситуация

Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, он с тобой дружить не будет.

3 ситуация

Твой друг плохо относится к другим ребятам.

4 ситуация

В классе появился новый мальчик, и твой друг стал с ним проводить больше времени, чем с тобой.

5 ситуация

Твой друг нагрубил родителям.

6 ситуация

У тебя много дел, а друг тебя зовет гулять.

V. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите д/з. Выучить стихотворение наизусть.

VI. Рефлексия. Итоги урока

– С творчеством какого поэта сегодня познакомились на уроке?

– Над чем заставило вас задуматься содержание этого стихотворения?

– Были ли у вас такие случаи в жизни?

- Чему учат произведения Лунина? Что нового вы открыли для себя?

- Вы довольны своей работой на уроке? Оцените работу в паре.

- Я хочу сказать, что мы все работали дружно. А почему?

- Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Выберите и продолжите любое предложение:

-На сегодняшнем уроке я узнал…

- После урока мне захотелось…

- Сегодня я сумел…

- Вы отлично поработали. Урок окончен.

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Козыревская (УИ 2215311) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД