Татьяна Козыревская
Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения во 2 классе
на тему: «Оценка поступков героя. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: познакомить обучающихся с творчеством В. Лунина и со стихотворением «Я и Вовка», продолжать учить читать выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыки беглого чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
- пробудить интерес к творчеству В. В. Лунина,
- продолжать учить находить из текста главную мысль,
- научить выразительно читать стихотворение «Я и Вовка»,
-формировать нравственные качества у воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку)
Развивающие:
-развивать интерес к чтению, умение объяснять отношение к прочитанному,
-развивать умение отвечать на вопросы полным ответом,
- обогащать словарный запас новыми словами (мольба, трын-трава, нынче)
- учить соотносить пословицы к произведению
-развивать любознательность, творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений, уважение к ровесникам, друг к другу,
- воспитывать серьёзное отношение к дружбе,
- способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию;
- формировать умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- выразительных средств, создающих художественный образ;
- расширять активный и пассивный словарь детей.
Личностные УУД:
- применять простые правила поведения при сотрудничестве;;
(договариваться друг с другом, проявлять внимание и такт при работе в паре);
- осознавать роль языка в речи;
- высказывать своё мнение.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• Знать, что самое ценное в дружбе- любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
• Оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
• Знать правила дружбы.
Метапредметные:
• Принимать и сохранять целевые установки урока,сформулированные совместно с учителем;
• Осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;
• Анализировать иллюстрации учебника;
• Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий, участвовать в играх в соответствии с заданием;
• Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;
• Формулировать выводы из изученного материала.
Личностные:
• Осознавать ценность дружбы, согласия, .взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.
Технологии:
• Технология проблемного обучения
• Игровые технологии
• Здоровьесберегающие технологии
• Обучение в сотрудничестве
Оборудование:
1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);
2. карточки с заданиями;
3. плакаты для словарной работы;
4. толковый словарь русского языка С. И. Ожегова;
5. школьный словарик антонимов и синонимов русского языка;
6. книжная выставка «Хорошие книжки девчонкам и мальчишкам»;
7. иллюстрации картинки на тему «Дружба»;
8. портрет писателя В. В. Лунина;
9. пословицы о дружбе.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с огромным удовольствием покажем, как можем работать.
- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы по смыслу в рифму добавляете слова:
В школу мы пришли (учиться,
Не лениться, а (трудиться).
Читать будем (старательно,
Слушать все (внимательно).
• Психологический настрой обучающихся.
- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
- Прочитайте девиз урока:
«Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.»
ІІ. Актуализация знаний
1. Слушание и работа над сказкой
- Нашу с вами встречу я хочу начать со сказки.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Дружба.
Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют своё мнение).
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:
– Какое прекрасное слово - дружба! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет заглянуть тебе в тайну знаний.
2. Словарная работа.
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?
(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).
- Найдите в толковом словаре Ожегова объяснение слов «друг» и «дружба» (дети находят и читают):
Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”. О дружбе сложены песни, стихи, написаны книги, сняты мультфильмы и художественные фильмы.
- Найдите в школьном словарике антонимы и синонимы к этим словам (дети находят и читают)
Друг – враг
Дружба – вражда
3. Речевая разминка
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
4. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вам нужно было выбрать любое произведение из представленной выставки «Хорошие книжки девчонкам и мальчишкам» и составить отзыв о нем. (слушание отзывов о прочитанных произведениях).
ІІІ. Усвоение новых знаний
1. Работа с информацией о писателе.
Теперь я предлагаю вам поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре (чтение памятки).
Вам нужно самостоятельно выбрать важные для вас моменты жизни Виктора Лунина и ответить на мои вопросы (дети знакомятся с информацией).
Виктор Владимирович Лунин – писатель, поэт, переводчик. Он родился в Москве 6 мая 1945 года, в семье пианистки. Воспитывали его бабушка и дедушка, так как мама была постоянно на работе.
В доме было много книг, которые собирал его отец. Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в детстве. Первые публикации стихов появились в начале 70-х годов в журнале «Мурзилка». Виктор Владимирович взял псевдоним Лунин, хотя его настоящая фамилия Левин. Он это сделал для того, чтобы его не спутали с другим детским писателем Вадимом Левиным. У него было выпущено более 40 книг. Вот некоторые из них: «Песня о волшебной стране», «Вежливый слон», «Поверьте!», «Я и Вовка».
Приблизительно в те же годы Лунин занялся переводами. За переводные стихи Лунин в 1998 году был награждён почётным международным дипломом им. Андерсена.
- Итак, ребята, вы самостоятельно изучили информацию о жизни и творчестве В. В. Лунина. Что же вы о нем узнали?
- Кто такой В. В. Лунин? (писатель, поэт, переводчик).
- Где и когда он родился? (в Москве, 6 мая 1945 года)
- Какая настоящая фамилия писателя? (Левин)
- Зачем Виктор Владимирович взял этот псевдоним? (чтобы не спутали с другим детскими писателем Вадимом Левиным)
- Чем увлекался в детстве юный Виктор Лунин? (чтением книг, поэтому начал писать стихи в раннем возрасте)
- В каком журнале напечатали стихотворения Лунина? («Мурзилка»)
-Какие стихотворения писал Лунин? («Песня о волшебной стране», «Вежливый слон», «Поверьте!», «Я и Вовка»)
- Кем еще был писатель Лунин? (переводчиком)
-Сколько книг выпустил Виктор Владимирович? (более 40 книг)
2. Самоопределение к теме.
(Звучит песня «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.»)
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
-Попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке?
- О чем будет новое произведение? (О дружбе).
- Надо ли беречь дружбу?
Мы продолжаем тему дружбы и сегодня мы познакомимся с творчеством и жизнью замечательного поэта Виктора Владимировича Лунина и с его произведением.
Итак, тема сегодняшнего урока. В. В. Лунин и его произведение «Я и Вовка»
-Нам необходимо познакомиться с творчеством Лунина и его произведением «И и Вовка», научиться правильно, выразительно читать, оценивать поступки героев.
Я уверена, что стихотворение «Я и Вовка» вам очень понравится, и доставит вам много удовольствия.
3. Работа над стихотворением «Я и Вовка»
• Беседа о произведении:
- О ком, по – вашему говорится в стихотворении «Я и Вовка»? (о друзьях)
- От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? (от имени рассказчика)
- Да, можно предположить, что речь идет о друзьях, один из них рассказывает о дружбе.
- Но посмотрите в учебнике на стр. 77 на иллюстрацию к стихотворению.
О дружбе ли идет речь? (о взаимоотношении между ребятами)
• Комбинированное чтение
-Давайте проверим. Мне понабиться ваша помощь. Я буду начинать читать, а вы - продолжать.
• Жужжащее чтение.
- А теперь все читаем одновременно вслух, вполголоса.
• Словарная работа.
- Ребята, а какие новые слова вы услышали в стихотворении? (дети находят незнакомые слова и объясняют их значение, сверяются я с записью на доске:
Мольба – горячая просьба
Нынче – сегодня
Трын-трава – все безразлично, все нипочем.
• Работа в паре. Восстановление последовательности событий в стихотворении.
- А сейчас мы с вами попробуем восстановить последовательность событий в стихотворении. Перед вами лежит на парте цветок с записанными пунктами плана. Укажите последовательность событий, проставив номера от 1 до 9. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если все правильно, закрасьте листочек цветка зеленым карандашом, если 1 -2 ошибки - желтым, а если больше ошибок – красным. (самопроверка; чтение плана стихотворения)
• Прием «Кубик Блума»
- А теперь я проверю, насколько вы внимательно читали и слушали стихотворение. Для этого я использую кубик Блума.
- Назови главных действующих лиц стихотворения (Вовка, рассказчик)
- Почему обиделся рассказчик? (Вовка пренебрёг чувствами товарища)
- Придумай продолжение истории
- Объясни значение слова «мольба»
- Поделись советом, чтобы ребята не ссорились
- Предложи правило дружбы
(дети отвечают на вопросы)
• Индивидуальная работа возле доски
- Ребята, узнайте героя стихотворению по его качествам, спрятанным в корзинках на доске. (два ученика работают возле доски)
Вовка- пренебрег чувствами товарища, ветреный и несерьезный
Рассказчик – доверчивый, добрый и верный мальчик; дружелюбный и готовый все простить своему товарищу.
• Игра «Народная мудрость»
-А сейчас вам нужно восстановить пословицы из частей и объяснить их значение. (ученик работает возле доски)
Не мил и свет, когда друга нет.
Старый друг лучше новых двух.
Доброе братство лучше богатства.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Без друга в жизни туго.
• Беседа по содержанию стихотворения
-Какая же главная мысль стихотворения? Чему оно нас учит? (стихотворение учит ценить настоящих друзей, а не тех, которые не умеют дружить; учит все делать вместе)
- Что мешает дружбе? (эгоизм, упрямство, драки, обиды, грубость, обзывания)
-Что вы цените в дружбе? (понимание, верность, надежность, поддержка, уважение)
• Игра «Избавься от отрицательных эмоций»
-Ребята, а вам нравятся такие качества, как обида, зависть, злость? И мне тоже не нравятся! А давайте избавимся от них! (Дети срывают картинки с отрицательными качествами, а под ними видят другие картинки с качествами: любовь, удовольствие, радость)
• Составление правил дружбы
- Сейчас попробуйте в паре составить правила дружбы. (дети самостоятельно работают в парах и называют правила)
4. Физминутка
Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся, вставайте и повторяйте движения за мной.
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
IV. Закрепление изученного материала
• Выразительное чтение. Прием «Оживи картинку»
- Ребята, подготовьтесь читать выразительно, подумайте, какие слова надо выделить голосом.
- Передать настроение стихотворения мы можем не только с помощью голоса, но и мимикой лица? Что это значит?
- Давайте потренируемся в чтении стихотворения. Один ученик читает, а другой мимикой лица, жестами реагирует на услышанное.
- Хорошо ли они передали настроение стихотворения, соблюдали ли знаки препинания?
- Давайте оценим чтение каждого одноклассника, что было хорошо, над чем стоит поработать?
-Как вы считаете, можно ли мальчиков из этого стихотворения назвать друзьями? Почему?
- Кто из них друзья? Докажите словами из текста.
- А это чьи слова?
«Ведь он говорит, что мы - друзья». (Кто говорит?- Вовка).
А Витька с ним согласен? – Нет!
- Что он об этом говорит? («И Вовка бросил меня опять…»)
- А вы как считаете? Они - друзья?
- А кто из мальчиков вам больше понравился?
-Какие строки вы бы читали с радостью? (прочитайте)
-А как вы прочитаете строки, к которых мальчик рассказывает о своих переживаниях? (прочитайте)
- Скажите, когда друзья бывают счастливы? (Когда верны друг другу, не бросают друг друга).
• Игра «Правильное решение»
-Ребята, настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем в парах разрешить несколько житейских ситуаций и поразмыслим, как бы поступил в них настоящий друг.
Вам предлагаются для обсуждения разные жизненные ситуации. Подумайте и примите правильное на ваш взгляд решение. Ответ обоснуйте.
1 ситуация
Твой друг не смог выполнить домашнее задание и просит у тебя списать.
2 ситуация
Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, он с тобой дружить не будет.
3 ситуация
Твой друг плохо относится к другим ребятам.
4 ситуация
В классе появился новый мальчик, и твой друг стал с ним проводить больше времени, чем с тобой.
5 ситуация
Твой друг нагрубил родителям.
6 ситуация
У тебя много дел, а друг тебя зовет гулять.
V. Домашнее задание
Откройте дневники, запишите д/з. Выучить стихотворение наизусть.
VI. Рефлексия. Итоги урока
– С творчеством какого поэта сегодня познакомились на уроке?
– Над чем заставило вас задуматься содержание этого стихотворения?
– Были ли у вас такие случаи в жизни?
- Чему учат произведения Лунина? Что нового вы открыли для себя?
- Вы довольны своей работой на уроке? Оцените работу в паре.
- Я хочу сказать, что мы все работали дружно. А почему?
- Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!
Выберите и продолжите любое предложение:
-На сегодняшнем уроке я узнал…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
- Вы отлично поработали. Урок окончен.