Надежда Горнова
Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок интегрированного курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» по теме «Лес и человек».
Цели. Определить значение растений для человека и живой природы. Обратить внимание учащихся на экологические проблемы – уничтожение лесов, браконьерство. Воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств. Прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Публикация «Урок интегрированного курса А, А, Плешакова „Окружающий мир“ по теме „Лес и человек“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Планируемые результаты. Личностные: понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям. Регулятивные: понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
планировать свои высказывания и действия; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы; уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности. Предметные: уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста; уметь выделять нужную информацию, проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом; распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы.
Оборудование: учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». Карта природных зон России. Физическая карта Тамбовской области. Тетради на печатной основе. Карточки с названиями животных. Индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
4. Фронтальный опрос.
Тихо звучит музыка. Учитель читает стихотворение.
Шуми, шуми, зелёный лес.
Знаком мне шум твой величавый.
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Посмотрите внимательно. Что это за дом? Сколько в нём этажей? Это лес. В высоком старом лесу пять этажей. Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев – сосен, елей, дубов. Четвёртый этаж - кроны деревьев пониже – клёны,берёзы, осины, рябины. Третий этаж- это кусты и молоденькие деревца. Два нижних этажа-второй и первый - травы, цветы, мхи. Во всяком лесном доме есть ещё что-то вроде подвала. В нём прячутся корни зелёных обитателей леса. Заселим этажи нашего леса. Каких животных мы можем здесь поселить?
Задание. Используя карточки, составьте цепи питания из представителей растительного и животного мира леса. Охарактеризуйте их.
Зелёная веточка – олень - волк. Жёлудь - мышь - лиса. Шишка – кедровка - лиса. Кора –заяц -волк.
Животным нужно прятаться не только от злых хищников.
Учитель читает стихотворение В. Осеевой «Ежинка.»
-Что вы посоветуете Ежинке? Не уходить из дома без разрешения.
Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них так много забот.
«Лесная аптека»
- Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? Подорожник, липа, зверобой, берёза, крапива. Показ растений.
-Из каких растений вы завариваете чай? Какую помощь могут оказать лекарственные растения?
(Краткие сообщения подготовленных учеников о лекарственных растениях.) Показ гербария.
Вывод.
-Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они растут группами. Каждая из них имеет своё название. Если растут дубы – это дубрава.
В России дуб сыграл особую роль. При Петре 1 вековые дубравы по реке Воронеж были объявлены фондом Адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность.
А что такое: пушистая, колючая, зелёная? (Ель, ели – ельник).
А стройная, кудрявая, белоствольная? (Берёза - березняк, берёзовая роща.)
Как называются грибы, которые растут под этим деревом? (Подберёзовики.)
Я родился в день дождливый под осинкой молодой. (Подосиновик, он растёт под осинами, которые образуют осинник.)
А это сосновый бор.
Рассказ о сосне и её свойствах. Учащиеся показывают свои иллюстрации соснового бора, выполненные дома.
Основная часть.
- Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Тема урока – «Лес и человек».
Девиз урока прочитайте на доске : «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать». (Н. И. Сладков).
1. Определение роли леса в жизни человека.
- Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. (Парты, стулья, стол, дверь, пол, карандаши)
Правильно. А это спички. Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес в кладбище обгорелых брёвен. Горят леса в основном по вине человека. Осина обладает уникальными свойствами. Древесина её великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют спичечной королевой. Но лес не только источник древесины. Для кого он является домом? (Для зверей, птиц, растений, грибов.)
- Что ещё полезного для себя находит человек в лесу? Почему на отдых люди стремятся в лес?
Как дышится в лесу? Каким воздухом лучше дышится? (Чистым).
-Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в населё нных пунктах: хвойные или лиственные?
Лес угощает щедро, но брать его дары надо осторожно. Триста лет может расти кустарник черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через семь – восемь лет.
2. Составление схемы «значение леса для природы и человека».
Лес - дом для растений, животных, грибов – защитник воздуха, водоёмов и почв – место отдыха для человека – источник ягод, грибов, лекарственных трав – источник древесины.
Физкультминутка.
(Тихо звучит музыка.)
-Закройте глаза. Представьте, что мы в лесу. Нам легко дышится. Настоящая сказка ждёт нас в глуши тихого леса. От запаха цветов, трав, хвои и коры деревьев исчезает усталость. Мы прислушиваемся к тишине и слышим перезвон лесных птиц, стук дятла, любуемся росистыми тенями, ажурными плетениями пауков. Лес живёт своей жизнью.
Откройте глаза. Мы снова на уроке.
3. Работа по учебнику. Чтение текста. Беседа по прочитанному тексту. Ответы на вопросы.
Словарная работа.
-В тексте мы встретили слово фитонциды. Что оно означает?
Фитонциды – это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворные микробы. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола закрывает ранку и, таким образом, предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.
Работа в тетрадях.
Сформулируйте и запишите, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображёнными в тетради. Предложите соответствующие меры охраны леса.
Работа в группах.
1. Докажите справедливость утверждений: Лес – защитник воздуха, водоёма, почвы.
2. Нужны ли лесу грибы?
Проверка работ в группах.
Сообщение о лесах нашего края. Работа с картой, с выставкой книг. Обращение к стенду с изображениями животных и растений.
Домашнее задание.
1. Текст учебника прочитать.
2. Найти дополнительный материал о животных или растениях нашего края.
Рефлексия.
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
- Сегодня на уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Итог урока.
1. Заключительная беседа.
-Что интересного узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? С постановки какого вопроса вы хотели бы начать наш урок?
2. Выставление оценок с комментированием.
3. Подготовленные ученики читают стихотворение С. Павловой.
- О чём самом главном мы должны помнить?
1. Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
2. Она недаром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
3. Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!