Галина Матяс
Конспект урока чтения «В. Орлов «Письмо ровеснику»
Литературное чтение
Тип урока : изучение нового материала.
Тема: В. Орлов «Письмо ровеснику».
Цели: способствовать полноценному восприятию произведения, учить глубокому анализу прочитанного, формировать навык правильного и выразительного чтения;
развивать речь, мышление, способствовать обогащению словарного запаса детей;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинный план работы на уроке
выставка рисунков учащихся
таблица для характеристики художественного произведения
Публикация «Конспект урока чтения „В, Орлов „Письмо ровеснику“» размещена в разделах
картинка «Любопытный карандаш»
рисунки «Правила поведения в природе»
таблица для работы над партитурой произведения
таблица-шкала оценивания
«Сердечки», изготовленные на уроке труда
слова-опоры
распечатки стихов, пословиц.
Ход урока
I Организационный этап.
1) Настрой детей на работу
- Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
2) Девиз урока
- А девизом нашего урока станет пословица. Прочитайте ее шепотом, объясните смысл.
Любить природу – значит любить Родину.
- На уроке мы будем много читать, а для того, чтобы речь была правильной и красивой, проведем речевую разминку
• Чтение за диктором (Дети читают одновременно за учителем. При этом четко проговаривается каждый звук).
• Чтение с ударением на каждом слове.
• I часть тихо, II часть громко.
• Мальчики – девочки.
• Прочитайте, сделав логическое ударение на словах «природу», «Родину».
• Хором.
Разве можно не любить, не гордиться, не восхищаться красотой нашего края.
II. Введение в новую тему.
- У нас сегодня очень интересная и захватывающая тема урока, поэтому я прошу вас помочь мне, чтобы успеть побольше узнать. Я предлагаю такой план работы.
?
Проблема
Слушание
Чтение
Физпауза
Интервью
Домашнее задание
- Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Доскажите словечко и узнаете тему урока.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет.
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг …. (природа)
- Чему будет посвящен урок?
- Что может сделать каждый из вас для окружающего мира?
- К сегодняшнему уроку вы подготовили выставку рисунков. Они объединены общей темой. Давайте ее прочитаем.
Страна живой природы
Это название нашего нового раздела.
III. Работа над новым материалом.
- О чем мы будем читать в этом разделе?
- Сегодня мы познакомимся с произведением В. Орлова «Письмо ровеснику».
- Кто такой ровесник?
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое пояснение
Ровесник – это человек одинакового возраста с кем-нибудь. Вы ровесники?
(табличка со словом ровесник вывешивается на доску)
- Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом произведении?
1. Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты)
- Какие эмоциональные чувства вызвало у вас это произведение (у детей конверты с цветными полосками)
- Оправдался ли прогноз?
- Определите, к какому жанру относится это произведение? (стихотворение)
Назовите особенности стихов? (Рифма, ритм)
- Дайте характеристику этого произведения.
2. Самостоятельное чтение стихотворения.
- Поработаем с любопытным карандашом. Нужно самостоятельно прочитать стихотворение. (Найти и подчеркнуть непонятные слова).
УВЯДАЯ
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое пояснение
Увядать – то же, что и вянуть.
Цветы осенью увядают
(Табличка со словом увядать вывешивается на доску)
- Как понимаете выражение «Единственная мама» (Мать Земля)
- Почему она единственная мама?
Физпауза
Раз уж мы сегодня говорим о природе, то проведем необычную, шуточную физпаузу «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно хлопать в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи ….
Дети хлопают
- Что неправильно? (Мухи)
- А мухи кто? (Насекомые)
Вы правы, ну что же, продолжим
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны ….
Дети хлопают.
Что не так? (Макароны) Правильно. Вы очень внимательны.
Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объявляет счет 1:0 в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки ….
- Что неправильно? (Комары). А комары это кто? (Насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы сплюшки,
Лебеди, скворцы,
ВСЕ ВЫ МОЛОДЦЫ!
- Продолжим работу над стихотворением.
3. Выборочное чтение.
- Прочитайте, что подарила Земля? (хорошего немало)
- Что значит «хорошего немало»?
- Чего ждет Земля? Прочитайте.
Почему Земля тревожится? (Рассуждения детей).
- От кого ее надо защитить?
- Прочитайте, как мы должны относиться к земле?
- Прочитайте, какой наказ дает детям В. Орлов.
- Всегда ли человек относится к природе как к другу?
- Давайте вспомним правила поведения в природе, которые гарантируют, что ей ничего не будет угрожать.
Не сбивай ногами несъедобные грибы
Не ломай ветки деревьев
Не рви паутину, не уничтожай пауков
Не трогай птичьи гнезда
Не повреждай кору деревьев
- Почему мы должны поступать так, а не иначе.
Если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, мы поможем всем.
4. - Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, мы должны научиться читать его правильно, без ошибок.
а) чтение «дуэт»
б) чтение «трио»
в) чтение «квартет»
г) чтение «хор»
5. – Поработаем над партитурой произведения. Расставьте легонечко карандашом паузы. Подготовьтесь к чтению вслух.
- Прочитайте, соблюдая паузы по предложению
(Весь класс хлопками оценивает работу товарища).
6. – А теперь расставим «логическое ударение». Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов.
7. Работа в парах: выразительное чтение друг другу. Взаимооценка по шкале «Выразительность».
- Научись читать стихотворение выразительно, без ошибок, четко и ясно произнося каждое слово.
- Сейчас я проверю как вы поработали в парах, правильно ли оценили друг друга.
8. Чтение «петушком».
- а сейчас потренируем память, почитаем «петушком».
- Кто желает рассказать наизусть?
Д/ з: выучить стихотворение наизусть.
9. Работа в центрах.
I. Экологи.
- Научиться выразительно читать стихотворение.
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2. Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.
3. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И береза зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый, теплый дождь!
II. Сборщики.
- Составить из разрезных полосок пословицу, объяснить ее.
Не нужна соловью золотая клетка,
А нужна ему зеленая ветка.
III. Художники. – Какие еще правила поведения в природе мы должны соблюдать.
IV. Корреспонденты. В. Орлов принес в редакцию свое стихотворение «Письмо ровеснику» и попросил устроить конкурс на лучшее название этого произведения. Вы должны придумать несколько вариантов названия этого стихотворения.
Игра «Липучка». По сигналу учителя дети должны объединиться в группы с определенным численным составом (по цифре на карточке).
ПРАВИЛО – РАБОТАТЬ ДРУЖНО
Проверка работы центров.
1. Корреспонденты.
2. Художники.
3. Сборщики.
4. Экологи.
Чему научило вас стихотворение В. Орлова?
- Ребята, на уроке труда мы с вами изготовили сердечки. Возьмите их в руки и поднимите вверх. Я хочу, чтобы ваши маленькие сердца не только принимали любовь, но и могли дарить ее другим. Дарить через добрые дела, добрые слова, добрые поступки. Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает.
Если у вас есть желание, то вы можете написать послание своим ровесникам о том, как нужно беречь природу. Это и будет вашим домашним заданием.
Литературное чтение
Тип урока : изучение нового материала.
Тема: В. Орлов «Письмо ровеснику».
Цели: способствовать полноценному восприятию произведения, учить глубокому анализу прочитанного, формировать навык правильного и выразительного чтения;
развивать речь, мышление, способствовать обогащению словарного запаса детей;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинный план работы на уроке
выставка рисунков учащихся
таблица для характеристики художественного произведения
картинка «Любопытный карандаш»
рисунки «Правила поведения в природе»
таблица для работы над партитурой произведения
таблица-шкала оценивания
«Сердечки», изготовленные на уроке труда
слова-опоры
распечатки стихов, пословиц.
Ход урока
I Организационный этап.
1) Настрой детей на работу
- Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
2) Девиз урока
- А девизом нашего урока станет пословица. Прочитайте ее шепотом, объясните смысл.
Любить природу – значит любить Родину.
- На уроке мы будем много читать, а для того, чтобы речь была правильной и красивой, проведем речевую разминку
• Чтение за диктором (Дети читают одновременно за учителем. При этом четко проговаривается каждый звук).
• Чтение с ударением на каждом слове.
• I часть тихо, II часть громко.
• Мальчики – девочки.
• Прочитайте, сделав логическое ударение на словах «природу», «Родину».
• Хором.
Разве можно не любить, не гордиться, не восхищаться красотой нашего края.
II. Введение в новую тему.
- У нас сегодня очень интересная и захватывающая тема урока, поэтому я прошу вас помочь мне, чтобы успеть побольше узнать. Я предлагаю такой план работы.
?
Проблема
Слушание
Чтение
Физпауза
Интервью
Домашнее задание
- Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Доскажите словечко и узнаете тему урока.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет.
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг …. (природа)
- Чему будет посвящен урок?
- Что может сделать каждый из вас для окружающего мира?
- К сегодняшнему уроку вы подготовили выставку рисунков. Они объединены общей темой. Давайте ее прочитаем.
Страна живой природы
Это название нашего нового раздела.
III. Работа над новым материалом.
- О чем мы будем читать в этом разделе?
- Сегодня мы познакомимся с произведением В. Орлова «Письмо ровеснику».
- Кто такой ровесник?
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое пояснение
Ровесник – это человек одинакового возраста с кем-нибудь. Вы ровесники?
(табличка со словом ровесник вывешивается на доску)
- Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом произведении?
1. Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты)
- Какие эмоциональные чувства вызвало у вас это произведение (у детей конверты с цветными полосками)
- Оправдался ли прогноз?
- Определите, к какому жанру относится это произведение? (стихотворение)
Назовите особенности стихов? (Рифма, ритм)
- Дайте характеристику этого произведения.
2. Самостоятельное чтение стихотворения.
- Поработаем с любопытным карандашом. Нужно самостоятельно прочитать стихотворение. (Найти и подчеркнуть непонятные слова).
УВЯДАЯ
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое пояснение
Увядать – то же, что и вянуть.
Цветы осенью увядают
(Табличка со словом увядать вывешивается на доску)
- Как понимаете выражение «Единственная мама» (Мать Земля)
- Почему она единственная мама?
Физпауза
Раз уж мы сегодня говорим о природе, то проведем необычную, шуточную физпаузу «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно хлопать в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи ….
Дети хлопают
- Что неправильно? (Мухи)
- А мухи кто? (Насекомые)
Вы правы, ну что же, продолжим
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны ….
Дети хлопают.
Что не так? (Макароны) Правильно. Вы очень внимательны.
Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объявляет счет 1:0 в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки ….
- Что неправильно? (Комары). А комары это кто? (Насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы сплюшки,
Лебеди, скворцы,
ВСЕ ВЫ МОЛОДЦЫ!
- Продолжим работу над стихотворением.
3. Выборочное чтение.
- Прочитайте, что подарила Земля? (хорошего немало)
- Что значит «хорошего немало»?
- Чего ждет Земля? Прочитайте.
Почему Земля тревожится? (Рассуждения детей).
- От кого ее надо защитить?
- Прочитайте, как мы должны относиться к земле?
- Прочитайте, какой наказ дает детям В. Орлов.
- Всегда ли человек относится к природе как к другу?
- Давайте вспомним правила поведения в природе, которые гарантируют, что ей ничего не будет угрожать.
Не сбивай ногами несъедобные грибы
Не ломай ветки деревьев
Не рви паутину, не уничтожай пауков
Не трогай птичьи гнезда
Не повреждай кору деревьев
- Почему мы должны поступать так, а не иначе.
Если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, мы поможем всем.
4. - Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, мы должны научиться читать его правильно, без ошибок.
а) чтение «дуэт»
б) чтение «трио»
в) чтение «квартет»
г) чтение «хор»
5. – Поработаем над партитурой произведения. Расставьте легонечко карандашом паузы. Подготовьтесь к чтению вслух.
- Прочитайте, соблюдая паузы по предложению
(Весь класс хлопками оценивает работу товарища).
6. – А теперь расставим «логическое ударение». Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов.
7. Работа в парах: выразительное чтение друг другу. Взаимооценка по шкале «Выразительность».
- Научись читать стихотворение выразительно, без ошибок, четко и ясно произнося каждое слово.
- Сейчас я проверю как вы поработали в парах, правильно ли оценили друг друга.
8. Чтение «петушком».
- а сейчас потренируем память, почитаем «петушком».
- Кто желает рассказать наизусть?
Д/ з: выучить стихотворение наизусть.
9. Работа в центрах.
I. Экологи.
- Научиться выразительно читать стихотворение.
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2. Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса.
3. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И береза зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый, теплый дождь!
II. Сборщики.
- Составить из разрезных полосок пословицу, объяснить ее.
Не нужна соловью золотая клетка,
А нужна ему зеленая ветка.
III. Художники. – Какие еще правила поведения в природе мы должны соблюдать.
IV. Корреспонденты. В. Орлов принес в редакцию свое стихотворение «Письмо ровеснику» и попросил устроить конкурс на лучшее название этого произведения. Вы должны придумать несколько вариантов названия этого стихотворения.
Игра «Липучка». По сигналу учителя дети должны объединиться в группы с определенным численным составом (по цифре на карточке).
ПРАВИЛО – РАБОТАТЬ ДРУЖНО
Проверка работы центров.
1. Корреспонденты.
2. Художники.
3. Сборщики.
4. Экологи.
Чему научило вас стихотворение В. Орлова?
- Ребята, на уроке труда мы с вами изготовили сердечки. Возьмите их в руки и поднимите вверх. Я хочу, чтобы ваши маленькие сердца не только принимали любовь, но и могли дарить ее другим. Дарить через добрые дела, добрые слова, добрые поступки. Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает.
Если у вас есть желание, то вы можете написать послание своим ровесникам о том, как нужно беречь природу. Это и будет вашим домашним заданием.