Любовь
Урок биологии по теме «Класс Млекопитающие» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Класс млекопитающие».
Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.
Задачи:
образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.
развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Публикация «Урок биологии по теме „Класс Млекопитающие“ в 7 классе» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда
Тип урока : изучение нового материала.
Ход урока.
1Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Очень рада нашей встрече. Надеюсь на совместную, плодотворную работу.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
На партах у вас лежат рабочие листы, с которыми мы сегодня будем работать, заполняя их и для вас они станут –памяткой.
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Ребята, для того, что бы определить тему нашего урока, предлагаю вам посмотреть на экран. Слайд 1
- что объединяет все эти фото? Что общего? Какой процесс показан на фото?
А чем самки животных вскармливают своих детенышей?
Дети животные кормят своих детенышей молоком.
Ребята, а кто знает, что такое молоко и от какого слова образовалось данное. Предположения детей.
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Молоко - (устаревшее слово –МЛЕКО,.) - Белая жидкость выделяемая грудными
железами женщин и самок животных для вскармливания младенца, детеныша.
Следовательно, животные, которые вскармливают молоком своих детенышей называются?
Определение темы урока «Класс Млекопитающие». Давайте запищим тему урока в рабочий лист.
Просмотр видео.
Учитель: ребята, обратите внимание на всех ли материках обитают млекопитающие?
Дети : да
Учитель: То есть мы можем с уверенность сказать, что суша планеты освоена данными организмами.
71% занимает мировой океан. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что и в водах океана так же обитают млекопитающие.
Какие среды обитания они освоили?
А почему?
Почему млекопитающие смогли освоить основные среды обитания материков и мировой океан?
Учитель: ребята помогите мне ответить на данный вопрос. Ваши предложения.
Мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос? (нет). Каких знаний нам недостаточно?
Ученик: Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.
Какие цели и задачи мы поставим, что нам необходимо узнать?
Кто может сформулировать цель нашего урока. Составим структурно-логическую схему, а вы мне поможете.
4. Изучение нового материала.
Задание: ребята, давайте познакомимся с общей характеристикой класса млекопитающих, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составим общую характеристику класса Млекопитающих по плану. (записан на доске и в карте урока.) давайте воспользуемся рабочим листом.
План характеристики животных класса
Среда обитания.
Количество видов.
Внешнее строение.
Внутреннее строение.
4.1. Особенности строения кожи, наличие желез.
4.1. Особенности строения скелета.
4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
4.3. Особенности строения кровеносной системы.
4.4. Особенности строения дыхательной системы.
4.5. пищеварительная система.
5Размножение.
Происхождение.
Значение.
Примечание: 5,6 -й пункты заполняются позже.
План характеристики животных класса
1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.
Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
Почему млекопитающие смогли освоить основные среды обитания материков и мировой океан?
Ученики: Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты).
Учитель: Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях.
Ребята хотела бы познакомить вас с одним интересным фактом. Внимание на экран.
Просмотр видео «Утконос». Какой вид животных рассматривался в данном фрагменте. Кто назовет животное.
Дети: Утконос.
Учитель. Утконос – это животное, которое не рождает живых детёнышей, а откладывает яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.
Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса, богатых питательным желтком яиц.
Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.
Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С
Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом
Ребята, признаки каких классов животных мы увидели при описании данного организма?
Дети: признаки класса млекопитающих и класса пресмыкающихся, класса птицы
Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве данного организма с Птицами. Роговой клюв, имеется клоака, размножаются, откладывая яйца (только покрытые кожистой перепонкой.
Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве данного организма с Пресмыкающимися. размножаются, откладывая яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения с пресмыкающимися, непостоянная температура тела. наружных ушных раковин нет.
Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве данного организма с Млекопитающими. Вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве. Волосяной покров.
Так кто же такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?
Дети : Млекопитающие
Учитель. Действительно утконос обладает многими признаками других классов. Но все же ребята, вскармливание детенышей молоком ставит их на одну ступень с классом Млекопитающие.
Учитель Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, О чём это свидетельствует?
Ученик: О родстве между ними: млекопитающие произошли от пресмыкающихся.
Можем ли мы использовать эти данные, что бы определить предков Млекопитающих?
Кто они?
Ученик: Пресмыкающиеся.
Учитель: Действительно, представители отряда Однопроходные занимают по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.
Давайте занесем эти данные в рабочий лист пункт 7.
Учитель, последний вопрос для обсуждения.
3. Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы и человека?
1) цепь питания;
2) биоразнообразие;
3) распространение плодов и семян, опыление;
4) санитары леса;
5) регулирование численности животных.
Красная книга. На страницах Красной книги ставропольского края как и России можно увидеть представителей класса Млекопитающие.
Давайте познакомимся с ними.
4. Итоги урока :
С какой темой урока мы сегодня познакомились,
Давайте вернемся к проблемному вопросу, который возник в начале урока Какими признаками обладают животные Класса Млекопитающие?
Почему млекопитающие смогли освоить основные среды обитания материков и мировой океан?
Ученики: они имеют определенные характерные признаки, определенное строение тела, позволяющие им жить в разных средах обитания.
Давайте вспомним им их. Если возникнут вопросы можно воспользоваться рабочими листами. При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.
Закрепление знаний.
7. Тест, самопроверка
6. Рефлексия.
Синквейн о Млекопитающих.
Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.
Теплокровные, высокоорганизованные.
Самые прогрессивные животные на Земле.
8. Домашнее задание. § 31, Сообщения По теме «Отряд Насекомоядные», «Отряд Рукокрылые», «Отряд Сумчатые.