Галина Селюченко
Урало-сибирская роспись «Роспись разделочной доски»
▼ Скачать + Заказать документы
Урало-сибирская роспись «Роспись разделочной доски»
Цель: знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.
Задачи:
- Учить детей создавать узоры по мотивам крало-сибирской росписи;
- Учить особым приёмам техники мазка-разживки;
- Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;
- Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.
Публикация «Урало-сибирская роспись „Роспись разделочной доски“» размещена в разделах
- Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
- Развивать внимание, память, мышление.
- Совершенствовать речь, как средство общения;
- Совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предложения и делать простейшие выводы.
Предварительная работа:
Объяснение новых слов - красильщики, дереводелы,, разживка, беседа о Урало-Сибирской росписи.
Материалы к занятию:
Шаблоны досок, гуашь зелёного, красного, жёлтого, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.
Ход занятия:
Улыбнитесь друг другу, подарите мне и нашим гостям свои улыбки. Сегодня я предлагаю вам побыть мастерами- красильщиками, а кто мне скажет кто такие красильщики (это мастера которые расписывали избы у нас на Урале). Ребята, кто мне скажет, как называется то место в России, где мы с вами живем? (на Южном Урале). В очень далекие времена, правил царь, Петр 1, он послал людей из Сибири на Урал, строить заводы, добывать железную руду. Для людей, переселившихся на Урал, строили дома и украшали их резьбой снаружи. Построив дома, дереводелы уходили, а люди, оставшиеся жить в этих домах украшали свой быт росписью, и эта роспись стала называться Урало-сибирской, или по-другому, домовой, как вы думаете, а почему ее называли домовой? (потому, что она украшала стены, потолки, посуду, мебель, шкафы, полочки, лавки и другие предметы быта) .
Ребята найдите среди этих картинок те, которые расписаны уральской росписью.
Что расписывали жители деревень? (расписывали в доме стены, двери, рамы, потолок, прялки и домашнюю утварь.) Ребята, а чем отличается Уральская домовая роспись? (расписывались обширные площади, горницы, горницы, избы, дома)
Назовите мне какие вы знаете элименты Уральской росписи (дерево, куст, ветка, букет, от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птицы).
Роспись в домах создавала уют и тепло. Считается, что Уральская роспись оберегает дом от злых духов.
А что было самым главным изображением в росписи? (Самым главным изображением было – древо жизни) А что входило в это изображение? (дерево с цветами и плодами, с птицами на ветках)
Каждый элемент в росписи имел свое значение. Что обозначала птица? (птица являлась посредницей между небом и землей, связывала человека, была вестницей солнца и облаками, дающими дождь. А цветы на дереве? (Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети,Кого рисовали у подножья дерева? (изображались львы, они оберегали от злого человека от несчастья. Что расписывали красильщики в доме? (Красильщики расписывали потолки, стены, посуду, мебель и предметы быта).
Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски Урало-сибирской росписью, скажите чем отличается Урало-сибирская роспись от других? (Тем, что на кисточку набирается два цвета краски, основной и дополнительный, дополнительный цвет-белый, он идет по краю элемента) А чтобы узор ожил, стал ярче, какой способ мы используем (оживки)Каким цветом мы будем делать оживки? (выполняем черным цветом.)
С чего мы начнем рисовать (выберем схему рисунка) Давайте вспомним, как правильно набрать краску на кисточку (на один край белую гуашь, на другой красную, синюю, зеленую, смотря какой элемент мы рисуем.
Перед тем, как работать мастерами красильщиками давайте отдохнем.
Физминутка. Встаньте дети, встаньте в круг, я твой друг и ты мой друг.
Вправо-влево повернись и друг другу улыбнись, руки к солнцу протяните, лучик его ловите и к груди его прижмите с этим лучиком в груди, ты на мир смелей гляди.
А теперь садитесь и начнем работу над росписью. Посмотрите внимательно на образцы, выберете себе образец схему может быть кто-то нарисует себе такие же или придумает свои схемы.
В старину, в мастерской молча не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о труде?
Дети говорят пословицы:
- Не будет скуки, когда заняты руки.
- Делаешь наспех, сделаешь на смех.
- Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Землю красит солнце - а человека – труд!
- Была б охота – будет ладиться работа!
Дети выполняют работу под русскую народную мелодию. Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает технику выполнения уральской росписи.
Если кто то из детей быстро справился с работой предложить поиграть в игру «Подумай и соедени»
Итог. Какой росписью мы сегодня расписывали разделочные доски? Почему ее называли домовая роспись? Что рисовали на стенах, что еще украшали этой росписью, какие цвета в Урало-сибирской росписи.
Выставка и оценивание работ.
Мы славно потрудились, а теперь полюбуемся на свою работу. Все предметы, созданные руками человека, дарят тепло, уют, вызывают желание делать добро. А сейчас девочки нам прочтут стихи
Стихи Ксюша и Диана:
Роспись Ур-Сибирская Роспись Ур. Сибирская
Сердцу любому мила Нашему сердцу мила
Сказы Бажова Уральские Ведь землю родную Российскую
Буд-то впитала она Собой украшает она
После работы натруженный Устанет на трудной работе
В дом возвратится народ Простой работящий народ
А на столе прямо с ужином А после с огромной охотой
Роспись чудесная ждет. В свой дом поскорее идёт
Птички, цветочки травиночки Раскрашена ярко посуда
Писаны доброй рукой Шкатулка, весло и сундук
Всё в доме как на картиночке И даже сам дом словно чудо
Радость приносит с собой Украсит любое село
Цветочки, листочки травинки
И птицы красы неземной
Яркие эти картинки
Подарят нам радость с тобой.