Наталья Троицкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвиваюшая программа «По ступеням безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детско- юношеского туризма и краеведения
ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ДИРЕКТОР
«31» августа 2016 года МБУ ДО ЦДЮТиК
(Протокол №1) ___Н. Н. Сысуева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПО СТУПЕНЯМ БЕЗОПАСНОСТИ»
для детей с 5 лет
Срок реализации-1 год
Направленность: социально-педагогическая
Составитель: Троицкова Наталья Васильевна
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвиваюшая программа „По ступеням безопасности“» размещена в разделах
Должность: педагог дополнительного образования
г. о. г. Кулебаки
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …3 стр.
СОДЕРЖАНИЕ….4 стр.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН…6 стр.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА….10 стр.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…. …11 стр.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…12 стр.
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ…12стр.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. 13 стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: социально-педагогическая
Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался.
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Отличительные особенности данной программы от уже существующей
Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой деятельности и исследовательской деятельности, использования должностно - ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.
Принципы обучения
При реализации программы используются следующие принципы:
-актуальность;
-доступность и наглядность;
-обратная связь;
-научность;
-индивидуальность;
-гуманизация.
2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«По ступеням безопасности»
на 2017-2018 учебный год
Педагог: Троицкова Н. В.
Год обучения сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август Всего учебных недель/часов Всего часов по программе
01.09-03.09 04.09-10.09 11.09-17.09 18.09-24.09 25.09-01.10 02.10-08.10 09.10-15.10 16.10-22.10 23.10-29.10 30.10-05.11 06.11-12.11 13.11-19.11 20.11-26.11 27.11-03.12 04.12-10.12 11.12-17.12 18.12-24.12 25.12-31.12 01.01-07.01 08.01-14.01 15.01-21.01 22.01-28.01 29.01-04.02 05.02-11.02 12.02-18.02 19.02-25.02 26.02-04.03 05.03-11.03 12.03-18.03 19.03-25.03 26.03-01.04 02.04-08.04 09.04-15.04 16.04-22.04 23.04-29.04 30.04-06.05 07.05-13.05 14.05-20.05 21.05-27.05 28.05-03.06 04.06-10.06 11.06-17.06 18.06-24.06 25.06-01.07 02.07-08.07 09.07-15.07 16.07-22.07 23.07-29.07 30.07-05.0.8 06.08-12.08 13.08-19.08 20.08-26.08 27.08-31.08
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 теория практика
1 год обучения 1 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 п 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 38/108 37,5 70,5
Условные обозначения
Промежуточная аттестация
Каникулярный период
Ведение занятий по расписанию
3. СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, на дорогах, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
ЗАДАЧИ:
- формировать навыки безопасного поведения;
-ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современном мире;
-изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;
-расширить кругозор;
-развитие дорожной грамотности детей;
-совершенствование навыков ориентировки на дороге.
-формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
-повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Формы и режим занятий
Формы реализации программы : стационарные, смешанные и походные. Стационарные - в помещении ЦДЮТиК, других образовательных учреждениях. Смешанные –в помещении, и на природе (например, занятие с элементами игр на воздухе).
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 108 часов в год. При этом предполагается педагогическая нагрузка не более 3 часов в неделю.
Кол-во часов в день Кол-во часов в неделю Перерыв
1 год обучения 1.5 3 15 мин
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
-иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
-элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах.
Дети должны уметь:
Использовать приобретенный в группе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
-ведения здорового образа жизни;
-действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
-соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
-ориентироваться в дорожных ситуациях.
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Разделы программы Количество часов
1 год обучения
1 полугодие 2 полугодие Всего
Безопасность ребёнка в быту 1,5 1,5 3
Ребёнок и природа 6 3 9
Ребёнок и другие люди 3 3 6
Опасные ситуации техногенного характера 3 3 6
Чрезвычайные ситуации природного характера 6 6 12
Ребёнок и здоровье 6 3 9
Ребёнок на улице города 12 21 33
Подготовка к активному отдыху на природе 6 6 12
Правила пожарной безопасности 6 3 9
Основы безопасности жизнедеятельности 6 3 9
Общее кол-во часов 55,5 52,5 108
Итого 108
Что изучается в разделах программы :
1. БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В БЫТУ Техника безопасности при работе с бытовыми приборами и бытовой химией. Техника безопасности при работе с бытовыми приборами и бытовой химией. Правила вызова экстренных служб. Один дома. Опасность у тебя дома. Звонок в дверь, звонок по телефону. Как вести себя с незнакомыми людьми. Когда четвероногие друзья опасны. Опасные электроприборы.
2. РЕБЕНОК И ПРИРОДА Съедобные и несъедобные грибы. Бережное отношение к живой природе. Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Наша зеленая аптечка. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Обеспечение личной безопасности на водном, воздушном, железнодорожном транспорте. Изготовление макетов костров.
3. РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ Взаимоотношение людей, проживающих в городе и их безопасность. Правила поведения на улице: общение с незнакомыми людьми. Правила поведения на улице: поведение в толпе при массовых мероприятиях.
4. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной
жизни. Соблюдение мер безопасности
при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях
физической культурой и спортом.
5. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Погодные условия и безопасность человека. Правила поведения на улице при неблагоприятных погодных условиях. Безопасность на воде. Правила купания. Катание на лодке, надувных средствах передвижения. Безопасность на водоемах. Правила само – и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
6. РЕБЕНОК И ЗДОРОВЬЕ Здоровый образ жизни и профилактика переутомления. Вредные привычки и их профилактика. Здоровые зубы. Врачи наши помощники. Правила гигиены. Чистота залог здоровья.
7. РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ ГОРОДА
Дорога и участники дорожного движения.
Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля.
Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения
участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины.
Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами.
Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
8. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОМУ ОТДЫХУ НА ПРИРОДЕ Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для
развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и
необходимость подготовки к нему. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
9. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Знакомство с профессией пожарного. Игры с огнем (м/ф). Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны. Если в доме начался пожар. Тушение электроприборов (м/ф).
10. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Безопасность – что это такое? Игра «Лабиринт». Источники опасности, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Опасные игрушки (м/ф). Источники опасности у тебя дома. Невеселые петарды (м/ф). Игра «Безопасная дорога к бабушке». В автобусе (м/ф). Как не замерзнуть в холода.
9. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 год обучения
№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов В т. ч теории В т. ч практика
1. Безопасность ребенка в быту 12 4,5 7,5
2. Ребенок и природа 9 3,5 5,5
3. Ребенок и другие люди 7,5 3 4,5
4. Опасные ситуации техногенного характера 7,5 2,5 5
5. Чрезвычайные ситуации природного характера 6 3,5 2,5
6. Ребенок и здоровье 10,5 3,5 7
7. Ребенок на улице города 24 8 16
8. Подготовка к активному отдыху на природе 4,5 1,5 3
9. Правила пожарной безопасности 6 2 4
10. Основы безопасности жизнедеятельности 21 5,5 15,5
Всего часов: 108 37,5 70,5
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Информационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам программы, слайды по тематики программы, технические средства обучения.
Материально-техническое обеспечение
ТСО:
Аудио и видео техника, аудио и видео материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, мультимедийное оборудование.
Спортивное снаряжение:
Мячи, скакалки, обручи.
Оборудование для занятий:
Компасы, карты местности, схемы, тесты и т. п. А также яркая, эстетическая грамотная наглядная агитация. Иллюстративный материал.
Учебные пособия:
Методические рекомендации по построению занятий, по разнообразным формам занятий, по методике ознакомления детей с туристско-краеведческими понятиями, по методике проведения конкурсов, простейших соревнований. Образовательно-игровые программы, сценарии мероприятий, праздников, картотека игр и разнообразных конкурсов, викторин.
Топографические карты, таблицы по рисованию, изготовлению поделок и игрушек. Плакаты по охране природы.
Особое внимание уделяется материалу, предназначенному для награждения. Среди различных наград могут быть специальные переходные призы, в том числе и шуточные.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Байда С. Е., Природные, техногенные и биолого-социальные катастрофы, 2013
2. Большая энциклопедия народной медицины Марковой А. В.
3. Воробцова, Т. Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т. Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013.
4. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. –СПБ. : Детство-Пресс,2010
5. Ефремов СВ., Цаплин В. В. Безопасность в чрезвычайных ситуациях, 2011
6. Жатин, С. О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С. О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. –М. : ТЦ Сфера. 2011
8. Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим
9. Крутецкая В. А. Правила здоровья и оказания первой помощи, 2011
10. Максиняева, М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М. Р. Максиняева. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
11. Медицинский справочник туриста
12. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. - М. : ООО София, 2010
13. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М. : Чистые пруды, 2014.
14. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуациях, 2011
15. Учителю о правилах дорожного движения. – М. : СТИМУЛ, 2014.
16. Фролов А. В. Практикум по безопасности жизнедеятельности, 2010
17. Шинкарчук С. А. правила пожарной безопасности, 2011
18. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности, 2010
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
https://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
https://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
https://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
https://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7
https://www.pro-obzh.okis.ru/
https://www.gov.ed.ru
https://sarapylov-a-e.ucoz.ru/index/moi_publikacii/0-323
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия народной медицины Марковой А. В.
2. Бедарев О. «Если бы…».
3. Берестов В. «Про машины».
4. Боровой Е. В. рассказы из серии «А знаешь ли ты?».
5. Дорохов А. «Пассажир».
6. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP- газета» : М. 2000-2012 года.
7. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи по правилам безопасности на дороге).
8. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт. -сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2010.
9. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю. С., ВЛАДО 2009
10. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности : Книга для детей и родителей. М. : Просвещение, 2011.
11. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. – М. : Прометей, 2010.