Светлана Сорокина
Управленческий проект «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствует созданию более планомерному и успешному взаимодействию с семьями воспитанников.
Актуальность проекта
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Публикация «Управленческий проект „Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних в свои взаимоотношения.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нё м говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Проблемы:
• Во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают.
• Во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т. е, затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
• В-третьих, родители предъявляют повышенные требования к педагогам ДОУ в подготовке детей к школьному обучению, к совместному с детьми и педагогами участию в жизни детского сада.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Сегодня необходимо применять в работе с родителями новые формы сотрудничества, сделать детский сад более открытым.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Основная идея проекта :
Создание и внедрение в образовательный процесс МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок» инновационные формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.
Объект проектной деятельности : педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности : инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники реализации проекта :
- администрация МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок» – организует и координирует работу по проекту,
- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях – тематических праздниках, Дне открытых дверей.
Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит :
создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;
обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:
• установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, используя новые формы работы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта :
Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.
Задачи проекта :
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
• Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок».
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
• Повысить правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
• Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• целенаправленные наблюдения;
• индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;
• анкетирование;
• консультирование педагогов;
• анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи :
Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью
положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;
Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много
аспектной специфики каждой семьи;
Вариативность содержания форм, методов образования родителей;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и
детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее
педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с
воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального
самосовершенствования);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.
Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов в регулярной и систематичной инновационной работе с родителями, заинтересованность родителей во взаимодействии с детским садом.
Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Предполагаемый результат.
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
• повышению педагогических компетенций педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
• повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
• формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МКДОУ, а также участию в образовательном процессе;
• установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
• открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
• участию семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
• рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению,
• стремление педагогов ДОУ активнее использовать нетрадиционные формы работы с родителями,
• проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
• стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ;
• положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Сроки реализации проекта – 1 год.
Таким образом, проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:
• установление позитивных отношений с родителями;
• расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
• построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
• гармонизация детско – родительских отношений;
• привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности развития ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Одним из главных критериев успешности проекта является возможность продолжения его деятельности и после его реализации. Проект доступен для реализации в других дошкольных учреждениях района.
Данный проект имеет большие перспективы в своем дальнейшем развитии.
Материалы проекта могут быть использованы в работе с родителями педагогами нашего ДОУ на перспективу, а, также, для работы в других дошкольных образовательных учреждениях.
Примерное планирование поэтапной реализации проекта
Первый этап — подготовительный
Цель: разработка моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи Мероприятия Содержание Участники Сроки
разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;
Методические совещания старший воспитатель,
воспитатели сентябрь-декабрь
изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС; Самостоятельное изучение материала педагогами
старший воспитатель, воспитатели
Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
Анкетирование родителей старший воспитатель
Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
формирование «Почты доверия»
Родители, воспитатели
подбор методической литературы по взаимодействию с родителями. Выставка методической литературы по теме проекта в методическом кабинете старший воспитатель в течение года
Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства. Анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи.
Воспитатели, родители, представители ребенка
Определение содержания и форм работы с родителями Педагогические заседания. План работы с родителями Администрация, воспитатели, родители
Второй этап — организационно-практический.
Цель: Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи Мероприятия Содержание Участники Сроки
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей Информация для педагогов Методические рекомендации по работе с родителями ст. воспитатель Сорокиной С. Б. Сентябрь
Информационные листы для педагогов «Речевые формулы работы с родителями»
«Правила педагогам при подготовке и проведении родительского собрания» ст. воспитатель Сорокиной С. Б.
воспитатели В течение уч. года
Консультация «Работа ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС : Педагоги ДОУ ст. воспитатель Сорокиной С. Б. Октябрь
Консультация «Организация работы по вовлечению родителей к участию в воспитательно-образовательной деятельности группы ДОУ» Педагоги ДОУ воспитатель
Базановой С. А. Октябрь
Картотека для воспитателей «Игры для проведения родительских собраний» Ст. воспитатель Сорокина С. Б. Октябрь
Семинар практикум с элементами тренинга «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?
Педагоги ДОУ Ноябрь
Консультация «Роль семьи в формировании личности ребенка» Педагоги ДОУ. Воспитатель Сергеева Н. Н. Декабрь
Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
педагогическая поддержка. Наглядно-текстовая информация: папки-передвижки в родительских уголках
«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания»
«Как знакомить детей с нормами поведения»
«Игра – школа нравственного поведения» Воспитатели в течение года
Памятки, буклеты «Пять рецептов избавления от гнева»
«Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» Ст. воспитатель Сорокина С. Б.
Информационные листы
«Культура общения – это?»
«Посеешь привычку…»
Выставки литературы, совместного творчества По планам воспитателей В течение года
Информационный стенд «Что интересного у нас произошло» Ежемесячные фотоотчеты по проведенным мероприятиям Воспитатели в течение года
Работа консультационного пункта
педагог-психолог,
учитель-логопед Родители, воспитатели, специалисты
День открытых дверей, вечера вопросов и ответов
Открытые просмотры НОД Родители, воспитатели,
дети
Педагогическое партнёрство «Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями Гость группы Родители, воспитатели,
дети
Создание альбомов «Моя семья»
Книги о профессиях родителей
презентация выставка семейных фотографий;
выставка совместных работ;
заполнение семейного (генеалогического) древа;
рассказ о традициях семьи;
игры, конкурсы, выступления. Родители, воспитатели,
дети
Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада
Родители, воспитатели,
дети
Совместные творческие и
исследовательские проекты в рамках постоянно действующего семинара-практикума «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ» «В игры со звуками играем, лучше их запоминаем»
«Сказка – ложь, да в ней намек».
«Волшебная пуговица»
«Зимняя спартакиада»
«Домашние животные»
«Умные игры»
«Речевой ручеек»
«Моя родословная»
«Я люблю тебя, ой город»
«Прогулка с интересом»
«Земля – наш общий дом»
«По дорогам сказок»
«Семейный альбом»
«Это вся моя семья – мама, папа и я»
«Мои любимые игрушки» Старший воспитатель,
Родители, воспитатели,
Дети
Совместное проведение мероприятий в ДОУ
Праздники и развлечения по плану специалистов Родители, воспитатели,
Дети
Разработка методических материалов для реализации данных проектов. старший воспитатель, воспитатели
Третий этап — заключительный.
Цель: анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».
Задачи Мероприятия
Участники сроки
Проведение анализа проделанной работы Мониторинг, диагностика,
проведение педагогического совета «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия» Администрация ДОУ
Родители, воспитатели,
Дети Март
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: метод анкетного опроса
- беседы с родителями
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы март-май
Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение
Определение уровня деятельности педагога с родителями. использование листов самооценки.
Продукт проекта :
Информационные листы для родителей,
методические рекомендации педагогам,
конспекты нетрадиционных родительских собраний в группах,
публикации по проблеме,
фотоматериалы,
методические разработки,