Суюмбика Шаукатовна
УМК — как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей
▼ Скачать + Заказать документы
«УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Публикация «УМК — как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей» размещена в разделах
В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны 4 комплекта.
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны. Комплект «Изучаем русский язык», по которому я работаю включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочие тетради для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.
Основная цель учебно-методических комплектов - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения на русском языке со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов русской устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
В нашем детском саду успешно используется учебно-методический комплект. Наиболее эффективной и доступной формой деятельности при обучении татар язычных детей русской устной речи является – игра. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают русские слова, фразы, предложения. Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов:
На занятиях использую наглядные методы.
К ним относятся:
- наблюдение;
- рассматривание картин, натуральных предметов;
- показ мультфильмов, таких как «Три медведя», «Веселые игрушки», «Кто что любит» и т. д.
Я использую наглядные методы и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдений знаний, формирования связной речи. С этой целью использую такие методы, как:
- рассматривание картин со знакомым детям содержанием;
- рассматривание игрушек.
2. Огромную роль на занятиях уделяю методу артикуляции. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Для этого я использую чистоговорки, скороговорки, упражнения для языка.
3. Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно- коммуникативные технологии. При помощи компьютера, даю детям новую информацию (показ слайдов, закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Что лишнее», «Кого нет», «Отгадай и назови», «Посчитай», и многие другие. При помощи магнитофона дети, слушают песни и подпевают.
Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка, так и воспитателя. Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.
Для достижения результативности в общении с детьми на русском языке, я изготовила дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. Используя наглядный материал по УМК изготовила дидактические игры – «Что где растет?»(», «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Чудесная корзина», «» Собери картинку» Волшебное солнце» и другие. Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.
Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей. Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-7 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.
В своей работе я активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. С ними провожу физкультминутки, подвижные и развивающие игры. Проведение таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультминутки увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища. Также провожу упражнения для глаз.
Мною оформлены стенды и уголки для родителей по УМК. На стендах вся информация по УМК:
- задачи обучения русскому языку для каждого возраста;
- лексический минимум по темам;
- расписание на НОД.
Для удобного использования, подготовила УМК к работе следующим образом: распределила игры, демонстрационный и раздаточный материал по конвертам, файлам, папкам, обозначив название и цель, поместила их в плотные коробки.
Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.