Надежда Щербакова
Конспект интегрированной НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Ум на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
образовательная область «Здоровье»
Тема: «Ум на кончиках пальцев»
Разработала:
воспитатель ДОУ № 42 Щербакова Н. П.
Задачи:
«Здоровье» - уточнить и обобщить представление о коже человека и ее назначении;
Публикация «Конспект интегрированной НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста „Ум на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к коже, а также сознательное отношение к собственному здоровью и личной гигиене;
- упражнять в развитии тактильной чувствительности, развивать образную память на ощущения от прикосновения.
«Познание» - сформировать отличительные качества кожи человека от кожи животных, птиц и т. д., использовать обследовательские действия для её решения;
«Безопасность» - вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в домашней среде;
- дать знания об оказании элементарной помощи в случае травмы, пореза;
«Социализация» - закрепить знания детей об обитателях и их жизни в Африке и в Арктике.
«Коммуникация» - развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт, активизировать словарь: кожа, поры, микробы.
«Художественное творчество» - развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
«Чтение художественной литературы» - учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок.
«Музыка» - умение воспринимать на слух музыкальные произведения.
Оборудование:
- волшебный цветок,
-фрагменты из мультфильмов «Цветик - семицветик», «Каникулы Бонифацио».
- диск с записью произведения П. Чайковского «Вальс цветов»;
- кусочки льда;
- картинки – пазлы;
- лист бумаги для отпечатков пальцев;
- краска печатная;
- простой карандаш;
- увеличительные стекла (лупы);
- ребусы;
- бейджики;
- таблица с красными и синими ячейками и конверт с набором картинок для изготовления мнемотаблиц;
- таблички с обозначением центров.
Ход НОД:
Воспитатель включает аудиозапись музыки П. Чайковского «Вальс цветов».
Воспитатель: Дети, как называется музыка? («Вальс цветов»). А в вашей группе есть цветущие комнатные растения? Вы знаете их название? (фиалка, бальзамин и др.)
Воспитатель: Посмотрите, какой необычный цветок я вам принесла.
Что он вам напоминает? (это волшебный цветок из сказки «Цветик – семицветик»)
Воспитатель: Почему он так называется? (имеет семь лепестков).
Воспитатель: В каких сказках вы еще встречали волшебные цветы? («Аленький цветочек», «Дюймовочка»).
Воспитатель: А вы знаете, как пользоваться цветиком - семицветиком? (оторвать лепесток и загадать желание).
Воспитатель: Правильно, это волшебный цветок, который может исполнить любое желание.
А что надо сделать, чтобы желание исполнилось? (оторвать лепесток и загадать желание).
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.
Воспитатель: Закройте глаза, и скажем волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через Север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались на Северном полюсе.
Воспитатель: Дети, куда мы с вами попали? (предлагаю детям прочитать слово на лепестке, ребенок читает слово «Арктика»)
Воспитатель: Арктика - суровое место, это царство льда и снега. А вот и первый житель, кто это? (тюлень).
Кто здесь живёт? (белые медведи, моржи, тюлени, киты и др.).
Воспитатель: Чем они питаются? (рыбой).
(На экране фрагмент из мультфильма ««Цветик - семицветик»).
Воспитатель: А вот и наша знакомая девочка Женя. С кем она познакомилась? (с моржом).
Воспитатель: Солнце в Арктике очень слабо греет, поэтому там всегда холодно, а зимой, когда бывает полярная ночь – можно увидеть северное сияние, это что – то, похожее на радугу.
Воспитатель: Как вы думаете, холодно ли животным на Севере? Почему? (кожа у белых медведей покрыта шерстью, у моржей и тюленей кожа гладкая, но под кожей находится слой жира, который их согревает, у птиц кожа покрыта пухом). Животные приспособились к суровым условиям Севера.
Лети, лети лепесток
Через Север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду
Воспитатель: Дети, я с Арктики захватила для вас сюрприз.
(воспитатель показывает детям мешочки, внутри которых находится лед).
Воспитатель: Как узнать, что находится в мешочках, не заглядывая внутрь? (пощупать, потрясти).
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри внутри мешочков? (камешки, орешки, лед).
Воспитатель: Правильно, дети, в мешочке находится лёд.
Воспитатель: А как вы узнали, что это лёд? (холодный, влажный)
Воспитатель: Чем почувствовали холод? (руками, кожей)
Воспитатель: Что стало с рукой, в которой вы держите лёд? (стала мокрой, холодной).
Воспитатель: Подуйте сначала на влажную, а потом на сухую ладошку. Расскажите о ваших ощущениях? (почувствовали кожей, что влажной ладошке стало ещё холоднее).
Воспитатель: Почему стало холоднее? (влага охлаждает кожу).
Воспитатель: Дети, я чувствую, что у нас замерзли руки, нам холодно на Северном полюсе. Давайте перелетим туда, где всегда жарко. Какие жаркие страны вы знаете? (Австралия, Африка, ….)
Воспитатель:
Скажем волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через Север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы оказались там, где всегда жарко.
Воспитатель отрывает лепесток, предлагает ребенку прочитать слово «Африка».
(на экране слайды с жителями Африки).
Воспитатель: Что вы можете сказать об этих детях (темный цвет кожи, кучерявые волосы, ходят босиком….).
Воспитатель: Почему такой цвет кожи? (загорели, в Африке рождаются темные дети….).
(фрагмент из мультфильма «Каникулы Бонифацио»).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие веселые дети живут в этой стране. Все люди, живущие в Африке, имеют темный цвет кожи. Именно темный цвет защищает их кожу от ожогов солнца).
Воспитатель: Какие животные живут в Африке? (львы, жирафы, обезьяны, крокодилы, газели, слоны и др.).
Воспитатель: Дети, а ещё в Африке есть большая пустыня. Как она называется? (Сахара).
Почему пустыня? (там пусто, нет растений, только растут колючки).
Воспитатель: Лето в пустыне очень жаркое, порой за все лето не бывает ни капли дождя. Дети, вы наверно, устали от знойного солнца - давайте отдохнем.
Массаж биологических активных зон «Солнышко»
Солнце утром рано встало, поднимают руки вверх, потягивают,
Всех детишек приласкало. делают руками «Фонарики»
Гладит грудку, по тексту
Гладит шейку, поглаживают шею
Гладит носик, кулачками растирают крылья носа
Гладит лоб, проводят пальцами по лбу от середины
к вискам.
Гладит ушки, ладонями растирают уши
Гладит ручки, растирают ладошки
Загорают дети вот! поднимают руки вверх
Воспитатель: А теперь, дети, пора возвращаться в детский сад. Предлагает закрывать глаза сказать волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через Север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы ребята оказались в детском саду.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Дети, какой орган чувств нам подсказывал, что холодно на Северном полюсе, а в Африке – жарко? (кожа).
Хотите больше узнать о коже человека?
Для этого мы станем исследователями и будем работать в лаборатории? Давайте разделимся на три группы: одна группа детей будет работать криминалистами. Вы знаете чем занимаются криминалисты? (криминалисты по отпечаткам пальцев находят людей).
- Вы должны обвести ладошку карандашом, затем поставить отпечаток каждого пальчика и рассмотреть под лупой рисунок ваших пальцев.
- Во втором центре будут работать зоологии, которые должны собрать картинки животных из пазлов и рассказать, чем покрыта кожа животных и почему.
- А в третьем, медицинском центре, дети будут изучать кожу человека и разгадывать ребусы.
(Воспитатель предлагает детям выбрать бейджики и занять места в своих центрах).
Воспитатель: (беседует с детьми в центре изучения кожи). Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите свою кожу руки через лупу? (дети рассматривают руку).
Что вы видите? (поры, складочки, волосы, родинки, точки).
Воспитатель: Что у вас происходит с кожей, когда вам холодно? (Когда человеку холодно, кожа сжимается, покрывается мурашками).
Воспитатель: Правильно, когда человеку холодно, кожа сжимается, закрываются все отверствия (поры, и таким образом, организм сохраняет тепло.
Воспитатель: Дети, какая становится кожа, когда вам очень жарко? Что выделяется из кожи? (кожа потеет, выделяется пот).
Воспитатель: Правильно, когда человеку жарко, поры кожи открываются, она покрывается мелкими капельками влаги. Благодаря этой влаге – поту, кожа охлаждается и человек не перегревается.
А теперь возьмите ребусы и узнайте, кожа какого животного зашифрована
(Воспитатель переходит к детям в центр криминалистики)
Воспитатель: Что вы видите на отпечатках пальцев? (узор, извилины, рисунок). Для чего нужны отпечатки пальцев? (ловить преступников, искать пропавших людей).
Воспитатель: Одинаковый ли рисунок на пальчиках? (нет).
Воспитатель: Правильно, дети, одинаковых рисунков нет, а так как рисунок у всех людей разный, то по отпечаткам пальцев можно найти любого человека. Скоро отпечатки пальцев будут заменять нам паспорт. Рассмотрите отпечатки друг у друга.
(Переходит в центр детей - зоологов).
Воспитатель: Дети, расскажите, какие картинки животных вы составили из пазлов? Чем покрыта кожа животных и почему? (у белых медведей – шерстью, чтобы не было холодно, у попугаев – разноцветными перьями, чтобы их не было заметно, у ежей – иголками, чтобы спасаться от врагов, у рыб – чешуёй, чтобы быстрее плавать, у черепах – панцирем, это её домик, она живет в нём).
Воспитатель: Для того чтобы вы лучше запомнили что хорошо, а что плохо для кожи мы с вами составим мнемотаблицы.
Воспитатель: Перед вами конверт с рисунками и таблица с буквой «К» (буква «К» обозначает кожу). На синие ячейки положите все картинки, которые полезны для кожи, а на красные ячейки - картинки, которые опасны для кожи. Будьте внимательны, есть предметы, которые не подходят ни для красных, ни для синих ячеек, они лишние. Анализ мнемотаблиц.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай на ощупь». Правила игры: вы должны на ощупь определить, что лежит в мешочке. Не вынимая руки из мешочка описать предмет: что это за предмет (как называется, из чего изготовлен (стекло, кожа, пластмасса, дерево и т. д., какой на ощупь (гладкий, меховой, пушистый, шершавый).