Ирина Картамышева
Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте, от 3 до 7 лет происходит развитие всех органов, функций организма, поэтому с этого периода важно воспитывать у детей навыки физического и психического здоровья.
Воспитать здорового ребенка, это значит, помочь ему стать физически, психически и социально благополучным. Главная роль в укреплении здоровья детей принадлежит родителям и педагогам, взявшим на себя ответственность растить и воспитывать детей.
Публикация «Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов» размещена в разделах
Педагоги ДОУ вместе с родителями направляют свою работу на полноценное физическое и психическое развитие : профилактику негативного состояния, эмоционального напряжения, поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Работу с детьми по укреплению психофизического здоровья начинаем с планирования. Вначале формируем у дошкольников представления о здоровом образе жизни (определяем понятие "здоровый образ жизни"); проектируем педагогические технологии (формы, методы, принципы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни); разрабатываем модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. Педагоги подготавливаются к решению задач по укреплению у детей психофизического здоровья. Большое внимание уделяется просветительской работе с родителями и эффективному воздействию педагогов и родителей на детей.
Активному влиянию на отношение к собственному здоровью, помогает знание того, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внутренних (наследственность, пол, возраст) и внешних (природных и социальных) факторов. Известно, что компонентами здоровья считаются :
• Соматическое здоровье, основу которого составляет индивидуальное развитие.
• Физическое здоровье (развитие органов и систем организма, уровень роста).
• Психическое здоровье (состояние общего душевного комфорта, психического состояния).
• Нравственное здоровье (система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе).
Соблюдение режима дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, сохранение стабильного психоэмоционального состояния – важнейшие компоненты для укрепления психофизического здоровья дошкольников.
Рекомендуем методы, которые сохраняют и укрепляют здоровье, обеспечивают эмоциональную комфортность, позитивное психологическое самочувствие дошкольника : минутки здоровья, в которые включают несколько упражнений игрового характера для эффективного кратковременного отдыха, нетрадиционные техники рисования, эмоциональные разрядки, релаксация, ходьба по корригирующим коврикам, гальке, песку.
Благотворно влияют на эмоциональное состояние детей, поддерживают и укрепляют здоровье методы : с использованием песочной терапии, арт-терапии, психогимнастики; по активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем (физкультминутки, динамические паузы) :
Песочная терапия доставляет дошкольникам радость, снимает напряжение, успокаивает, развивает, избавляет от негативных эмоций; помогает детям проигрывать реальные ситуации из жизни, конструктивно общаться. Игры с песком поддерживают у детей психическое здоровье, развивают познавательные процессы, влияют на становление всех сторон личности ребенка.
Использование в ДОУ арт-терапии (игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, педагогической арттерапии, психогимнастики улучшает психическое развитие детей, оказывает на них положительное психологическое воздействие.
Пихогимнастика помогает сохранить детское психическое здоровье, предотвратить расстройства психики, преодолевать барьеры в общении, понимать себя и других, снимать психическое напряжение, учит самовыражаться.
Физкультминутки радуют детей, помогают восстановить и поддержать умственную работоспособность на хорошем уровне, развивают речь, координацию движения и мелкую моторику, активизируют внимание, предупреждают утомляемость, нарушения осанки, улучшают самочувствие. В комплексы физкультминуток входят элементы массажа, дыхательные и пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз.
Динамические паузы ( небольшие активные занятия: подвижные игры, хороводы, физкультурные минутки, упражнения для осанки, массаж кистей рук и лица, упражнения и танцы под ритмичную музыку). Их проводят в течение дня. Такие занятия помогают детям расслабиться, снять нервное напряжение от перегрузок, развить внимание, мышление, память, речь, объединиться между собой, привить навыки общения, предупредить психологические нарушения, корректировать эмоциональные проблемы в поведении, оздоровиться.
Комплексные коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на совершенствование психофизического здоровья и социального благополучия детей помогут снизить у них психофизическое и эмоциональное напряжение, развить и корректировать эмоционально-личностную сферу, творческое самовыражение, коммуникацию.
В результате таких занятий, у детей повышается самооценка, уверенность в себе, способность адекватно реагировать на ситуации, изменять отношение к себе и другим, позитивно принимать себя и других. Реализацией данных форм и методов занимаются : педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатель и другие специалисты дошкольного образования.
Для укрепления психофизического здоровья дошкольников необходимо целенаправленное воспитание, обучение и закрепление в повседневной жизни правил гигиены, положительной мотивации к занятиям физкультурой, психопрофилактика эмоционального состояния.
Взрослые должны с ранних лет учить детей, относится к здоровью, как к величайшей ценности, что в дальнейшем станет основой формирования у них потребности в здоровом образе жизни и поможет стать социально-благополучными.
Список использованной литературы
1. Каменская В. Г. Котова С. А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий
развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под
ред. Н. А Ноткиной. – СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. – 224с.
2. Лукина Г. Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий
физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения
России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С. 51-54.
3. Филиппова С. О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном
учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-
методических трудов. – СПб. : Белл, 2009. С. 86-90.
4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. – 2004. – №5.
5. Алябьева Е. А. "Психогимнастика в детском саду", ТЦ "Сфера", М., 2005 г.