Олеся Миронец
Укрепление и сохранение психологического здоровья воспитанников и педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В энциклопедическом словаре медицинских терминов нет понятия «психическое здоровье», есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности.
Публикация «Укрепление и сохранение психологического здоровья воспитанников и педагогов ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для психологического комфорта ребенка важны:
• Эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
• Эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка, которые выделены ученым-психологом А. И. Захаровым.
1. Факторы социально-культурного характера:
• Ускорение темпа жизни;
• Дефицит времени родителей;
• Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
• Загруженность родителей и невротизация взрослых;
• Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2. Социально-экономические факторы:
• Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
• Ранний выход матери на работу.
3. Социально-психологические факторы :
• Дисгармония в семейных отношениях;
• Дисгармония в семейном воспитании;
• Нарушение в сфере детско-родительских отношений»
Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.
Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:
Все это можно выявить на основе обычного способа – наблюдения.
• Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
• Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
• Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);
• Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
• Беспокойство, непоседливость;
• Частое проявление упрямства, капризов;
• Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
• Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
• Стремление к уединению;
• Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д. ;
• Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
Портрет психологически здорового ребенка :
1. Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
2. Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3. Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
4. Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6. Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии.
К ним относятся:
Песочная терапия - игры с песком. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
Арт-терапия – это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития.
Существуют следующие разновидности арт-терапии для дошкольников:
• изотерапия (необычные техники рисования);
• танцевальная терапия;
• сказкотерапия;
• музыкотерапия;
• игротерапия (суть игротерапии в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры для преодоления психологических и социальных трудностей)
Сказкотерапия – чтение терапевтических сказок. Способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя.
При работе со сказкой используются следующие методические приемы:
• Рассказ сказки с позиции сказочного персонажа;
• Отгадывание сюжета или персонажей;
• Превращение в сказку любой жизненной истории;
• Сочинение сказки экспромтом.
Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности.
Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Музыкотерапия – техника, использующая музыку в качестве средства предотвращения и коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Включает в себя пантомимику (развитие выразительности в движении и жестах); коллективные игры (формирование и развития у детей дошкольного возраста навыков общения, преодоление барьеров в общении).
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. «К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Здоровый образ жизни – это всегда следование конкретному режиму, создание благоприятных условий для правильного развития организма, поддержания его в рабочем режиме. Все нагрузки – равномерны, все условия для физического развития, а также психологического при таком режиме соблюдены. Это значит, что нет условий для развития болезней, стрессов, провоцирующих сбой организма ребенка.
Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил. Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка.
Физкультминутки — кратковременные физические упражнения проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями. А также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения для сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка.
• Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
• Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
• Организовывайте жизнерадостность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Можно начинать утро с минутки доброты. Дети рассказывают, какие добрые дела они сделали после или перед тем, как пришли в детский сад. Это способствует формированию доброжелательного отношения к миру, показывает детям, как просто и приятно делать добрые дела.
• Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
• В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
• Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.
Можно изготовить «Мешочек добрых дел» : обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. Рядом поставьте коробочку с мелкими предметами: камушками, ракушками. В течение недели за каждое сделанное доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в пятницу подведите итоги.
• Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
Для этого можно использовать дневник настроения (для детей 5-7 лет, задача которого научить родителей и детей быть внимательными друг к другу. Каждое утро родители и дети цветными фишками отмечают настроение друг друга: красный - веселое, желтый – спокойное, голубой – грустное. Вести такой календарь очень полезно. С его помощью педагог сможет лучше оценить атмосферу в группе, сконцентрировать внимание на детях, у которых часто бывает плохое настроение и выяснить причину этого.
• Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
• При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Укрепление и сохранение психологического здоровья педагогов.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога : появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Первичные известные факторы, влияющие на физическое, психологическое здоровье воспитателя :
• Огромное эмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за жизнь детей;
• Стабильное напряжение речевого аппарата;
• Постоянная необходимость переключения внимания;
• Гиподинамия;
• Низкая самоорганизованность;
• Недостаточный уровень психологической культуры;
• Неудовлетворенность работой;
• Нестабильное финансовое положение;
• Личные причины.
Эти факторы, влияющие на психологическое здоровье воспитателя, могут вызвать разлады общего состояния женщины-педагога. Иногда это приводит к эмоциональному, психологическому и профессиональному выгоранию, что влечёт за собой различные заболевания.
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Давайте задумаемся, разве только объективные причины разрушают здоровье педагога. Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не рассыпается на части, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек»
Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.
Причинами, разрушающими здоровье, могут быть:
- неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;
- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
- неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.
Психические причины :
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие управления своими эмоциями;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса.
Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т. е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.
Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т. д.);
отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);
танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
Психологическую безопасность человек ощущает, когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений с окружающим миром. Важность сохранения и укрепления психологического здоровья, как детей, так и взрослых, сложно переоценить.