Галина Ковергина
Укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ посредством новых методик выполнения движений
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый ребенок- это то, к чему стремятся не только родители, но и мы, воспитатели и музыкальные руководители. У нас, музыкальных руководителей, есть возможность оздоровления, укрепления здоровья дошкольников различными методами и приемами, которые надо использовать в НОД по музыкальному воспитанию. Этой проблемой я занимаюсь давно и пришла к выводу, что через выполнение ритмических движений развивается мышечная система, организм ребенка оздоравливается.
Публикация «Укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ посредством новых методик выполнения движений» размещена в разделах
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста я применяю три взаимосвязанных метода работы : наглядный, словесный и метод практической деятельности. Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения музыкально-ритмическим движениям, определяется мною конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью танцевального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, я стараюсь руководствоваться следующими правилами:
-обеспечивать понятный, интересный уровень предлагаемого танцевального материала, танцевально-ритмических движений;
-учитывать возрастные особенности детского коллектива, уровень его подготовленности (диагностика, организованность данной группы;
-учитывать программные задачи данной возрастной категории;
-обеспечивать качественность показа –исполнения;
-задействовать мышечную систему дошкольника и новыми игровыми методами развивать и укреплять его организм.
Наглядный метод является, по моему мнению, основным, ведь именно он заинтересовывает детей, привлекает их внимание, желание выполнять движения. При применении метода иллюстрированной наглядности, я вижу у детей интерес, любопытство, почти никто не остается равнодушным. Наглядный метод используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора. Наглядный метод позволяет мне в конкретных, красочных образах показать детям танцевальные движения, показать им костюмы, рассказать о действиях людей, познакомить на примере русских хороводов («На горе-то калина»)с событиями старины, рассказать о чувствах и действиях людей, познакомить с предметами быта. Презентация по этой теме также помогает реализации этого метода. Наглядный метод включает в себя следующие компоненты:
1. Слуховую наглядность (непосредственное слушание музыки танца ребенком, как специальное, так и во время музыкально-ритмических движений.
2. Зрительную наглядность, сочетающаяся со слуховой (Презентация. Просмотр танца перед разучиванием, показ танцевальных движений в плясках, играх. Картинки, костюмы, относящиеся к данному танцу.).
3. Текстильную наглядность (непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального сопровождения в танце, ритмический рисунок, который можно прохлопать в ладоши, протопать ногами).
Метод показа может быть осуществлен как музыкальным руководителем, так и воспитателем. Самое главное, чтобы привлечь внимание детей, вызвать у них желание тоже разучить это движение. Разучивание движений я провожу игровым методом «музыкальное эхо», когда дети повторяют вслед за мной (воспитателем) показанное музыкально-ритмическое движение. Ладошки и ноги детей тоже попеременно участвуют в «музыкальном эхо», что способствует лучшему запоминанию ритма танца.
Метод разнообразия всегда приветствуется и с радостью выполняется ребятами, ведь атрибуты, которые они сами выбирают для продолжения работы над движением, вносят в процесс разнообразие, удовольствие от самостоятельно выбора предметов. Это могут быть султанчики, маленькие колокольчики, снежинки и листочки, ленточки, цветы и т д. Я, как правило, предлагаю им три разновидности атрибутов, соответствующих тематике танца, который предстоит разучить.
Музыкальное сопровождение, т-е правильно выбранная музыка, несет в себе те эмоции, которые ребенок проявляет в танце, поэтому по моему мнению, эффективен метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью движений (например, показ рукой изменения высоты звука, прохлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т. д.). Этот метод развивает у детей самостоятельность в выполнении музыкально-ритмических движений, ведь я предоставляю им полную свободу выбора. Движения у всех разные, ведь каждый ребенок слышит в музыке своё, неповторимое никем, и использует при этом движения, которые для него сопоставимы с услышанным. Мне этот метод позволяет увидеть уровень знаний и умений, которыми владеет ребенок. Часто в своей работе использую метод мимического уподобления. Дети в нем отражают настроение с помощью мимики, отражая характер звучащей музыки. Мой пример, когда я исполню веселый танец с грустной, скучной гримасой на лице, всегда бывает правильно понят детьми. Они с большим желанием «корчат», меняют рожицы. Этот метод позволяет при выступлении на утренниках правильно отражать настроение каждого танца, этюда, упражнения не только движениями, но и мимикой.
Практический метод, развивающий вариативность, самостоятельность и творческий поиск. Это многократное повторение музыкально-ритмических движений. Он необходим, ведь без него невозможно усвоить танцевальные шаги, движения. Его стоит проводить, каждый раз заинтересовывая детей чем-то новым, по -разному преподносить то, что следует неоднократному повтору. Например, прием «зеркало». Дети, после выполнения движения в кругу, встают перед зеркалом (оно у на нас занимает всю стену в музыкальном зале, и выполняют то же движение, глядя на себя со стороны.
К методу уподобления характеру звучания музыки, я отношу такой способ, как словесный. На музыку легко ложатся мои простые стихи, а детям это приносит разнообразие при выполнении ритмических движений. Например, выполняя «Ковырялочку», проговариваются под ритм музыки следующие строки:
То носочек, а то-пятка, мы потопаем сейчас.
То носочек, а то-пятка, «ковырялочка» у нас!
Или к движению «пружинка» :
Сядем-встанем, сядем-встанем,
Танцевать мы не устанем.
К движению «дробный шаг» :
Словно часики идут,
Никогда не отстают.
Стрелки-это дробный шаг,
Тик и так, тик и так.
Игра в соответствии с ФГОС играет главную, определяющуюся роль в образовательном процессе дошкольников, поэтому игровой метод является неотъемлемой частью работы над музыкально-ритмическими движениями. Подбор игры должен соответствовать и отвечать задачам, которые ставятся на занятии по вопросу музыкально-ритмических движений. Так игра «Плетень» позволяет детям при простом танцевальном шаге правильно вытягивать носок ноги, держать корпус, ритмично продвигаться со сцепленными крестно руками, выполнять поклон, при этом не нарушая строя своего «плетня». А при выполнении «шага подскока» в этой же игре, выполнять его свободно, используя пространство музыкального зала, свободно ориентируясь и не мешая другим.
Концентрический метод, это когда я определяю музыкально-ритмические движения и вновь возвращаюсь к пройденному материалу по ритмике. Пройденный материал непременно надо повторять, дети должны знать название движения. При закреплении уместна игра «Ходим кругом друг за другом», в которой многие дети могут стать ведущим, который показывает все разученные ранее группой движения.
Моторно-двигательные методы- это танцевальные музыкально-ритмические движения, которые являются средством профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и это предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Они любят танцевать и с большим удовольствием занимаются подвижными ритмическими движениями и упражнениями, чем упражнениями заведомо известными, как лечебные. Они благотворно влияют на психическую сферу человека. Движения современных танцев, поочередное разведение коленей и т. д отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп. Махи руками в стороны, вперед, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника. Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, притопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.
Метод танцевального экспериментирования с движениями на предметной основе (султанчики, ленты, платочки, цветы и прочее). Он применяется мною после прохождения и закрепления танцевального материала. Эксперимент заключается в том, чтобы сделать анализ того, как дети могут использовать разученные движения и при этом, внимательно слышать и слушать музыку. Один из способов этого метода- это игры-эксперименты с движениями, игры-путешествия в разнообразный мир танцев.
Методы контроля и самоконтроля: сюжетно-ролевая игра с использованием сюжетных движений по теме, музыкальные сказки (творческая танцевальная деятельность). Танцевально-игровые приемы (подражание).
Диагностика показала, что при реализации вышеизложенных методов на музыкальных занятиях наблюдается не только повышение динамики развития здоровья, но и музыкального-ритмического развития и творческих способностей детей.