ковалева наталия
Укрепление здоровья дошкольников посредством подвижных казачьих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64 г. Новочеркасска
Выступление в режиме презентации
для педагогического совета «Казачьему роду нет переводу»
Тема: «Укрепление здоровья детей и создание эмоционального благо-получия посредством казачьих подвижных игр»
Публикация «Укрепление здоровья дошкольников посредством подвижных казачьих игр» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Подвижные игры для детей
- Темочки
1. Влияние подвижных игр на укрепление здоровья детей и создание эмоционального благополучия
Одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе является обеспечение физического здоровья и эмоционального благопо-лучия детей. ФГОС дошкольного образования и содержание образователь-ной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверст-никами; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естествен-ную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, со-провождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. В психолого-педагогических исследованиях А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуд, И. Ю. Ильиной, Г. А. Свердловой, Е. П. Арнаутовой и др. положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сфе-ры, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
Клаус Фопель (2005) отмечает, что подвижные игры и игровые упражне-ния создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, раз-вивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности. Педагоги дошкольных учреждений располагают большими возможностями целенаправленно и своевременно воздействовать на личность воспитанников, их эмоциональное состояние посредством использования подвижных игр.
Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской дея-тельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные воз-можности дифференцированно подходить к оценке результатов двигательной деятельности.
В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами — это созна-тельная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и свое-временным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех игра-ющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни (Петр Франце-вич выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный де-ятель России). Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психиче-скую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации дви-жений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Установлено положительное влияние подвижных игр не только на разви-тие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:
• памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;
• воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
• восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
• наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;
• произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распре-деление и устойчивость.
Также подвижные игры помогают создавать защитные механизмы, осу-ществлять мощную психоэмоциональную разрядку, в результате которой воз-никают положительные эмоции. Во многих играх по ходу развития сюжета иг-рающие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих норм, веселье так и брызжет, поскольку она позволяет хотя бы иногда ве-сти себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспита-ния. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место – это является причиной конфликтов, ча-стых ссор между детьми, негативной оценки поведения детей со стороны взрослых. Ребёнку сложно откликнуться на переживание другого человека. Постепенно, на основе общения, у детей развивается социальная восприимчи-вость, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться осо-бые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви. Сов-местные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодо-ления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самооблада-ние, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
2. Характеристика казачьих подвижных игр.
С печи спрыгнувши на лавку, (необходимость вооружаться)
Отстрогал он пикой палку.
Камышинку оседлав, (готовность к немедленному
С гиком бросился стремглав. участию в походе)
Что не встретит — колет, рубит: (моделируется ситуация поведения
Кур, индеек и гусей, на поле брани)
И победу громко трубит (проектируется личностно
Гордый силою своей. ожидаемый момент достижения)
По существу, в данном стихотворении описана режиссерская игра ма-ленького казачонка, вооружённого подручными средствами, лихого наездника, сражающегося с «потешными войсками» кур, индеек и гусей, замещающих в игре неприятеля. В игровых способах действия, описанных в стихотворении, представлена своего рода программа формирования вековых характеров, со-ответствующая социальным установкам донских казаков.
Другие игры — в мяч, кости, бабки, айданчики, шапки, способствовали приобретению навыка «быть шибким» и были в большом почёте среди взрос-лых, юношества и даже стариков.
«Мирные» игры казаков с темами сватовства, выбора невесты, а также отражающие особенности земледельческой деятельности и крестьянского быта, построены на единстве военного и гражданского начал. В играх «Казачок уда-лой» и «Дон Иванович» переплетены особенности семейно-бытовых отношений и мировоззренческих установок казака-воина. Или, например, «Игра в утку».
Играющие, человек 10 или 15 взрослых девушек и ребят, становятся ря-дом, сцепившись рука с рукой. Двое из крайних отрываются от вереницы и, представляя селезня и утку, подбегают под руки стоящих в ряду, что спереди, что сзади их; большей частью девушка, представляет утку, а догоняющий па-рень — селезня. Между тем стоящие поют:
Догони селезень утку;
Догони, молодой, утку;
Пойди у тушка домой,
Пойди, серая, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой селезень,
Девятая утка.
Десятая гусыня.
Между какою парою следует домой утка, та и обязана заменить их, а они становятся на этом месте и игра продолжается по-прежнему.
Этнокультурный контекст семейного быта отчётливо виден в играх «Коршун», «Игра в детки», ценность которых заключена не только в том, что с их помощью ребёнок составлял программу своей взрослой семейной жизни, но и в том, что в них идёт диалог — размышление о глубинных социальных и нравственных аспектах семейного бытия.
«Игра в детки».
Для этой игры собирается несколько человек, преимущественно девочек, а иногда и взрослых девиц. Из толпы выделяется какая-либо побольше, кото-рая будет представлять торговку, а все остальные делятся попарно и садятся в круг: старшая в паре — мать, а младшая — дочь. Торговка, подойдя к матери, говорит:
«Кума, кума, продай дитя». «Не продается». Торговка идет дальше с тем же предложением, тут тоже отказ, но она не унывает, а найдет-таки желающую продать, с помощью пинков и толчков. Тут будут условия продажи, вроде сле-дующего: «Купи, да шить научи, в церковь води, корми, одевай, обувай, в лю-ди не посылай». — «Ну, ну хорошо, на же задаток». Мать и торговка, ударив по рукам, бегут вокруг всего круга, стараясь прежде другой прибежать к дитя-ти. А в это время дитя кричит: «Старая мать! Старая мать!». И кто вперед до-бежит до него, та и становится матерью, а не успевшая — торговкой. Игра продолжается по-прежнему, разве только с той разницей, что на мать, продав-шую дитя, со всех сторон сыплются восклицания, перемешиваются со смехом: «Прогуляла дитя, пьяница, пропойца! Прогуляла, да чужих добивалась! Возь-ми у меня котенка».
Актуальность детских игр, отражающих особенности земледельческой деятельности взрослых объясняется тем, что время их распространения соот-ветствует переходу казаков к осёдлому образу жизни.
Среди детей были популярны игры, в которых сюжет отсутствует и на первый план выступают движения и действия с предметами (тренинговые иг-ры). Во многих из них сохранились, чаще всего в названиях, отголоски более древних житейских эпизодов, смысл которых утрачен. Это игры «Бандура», «Курарепка», «Шагардай», «Сороковка». Все тренинговые игры были ориен-тированы на физическую подготовку казачат к жизни, включали элементы бе-га, разновидности метания, прыжки. В них дети приобретали ловкость, быст-роту, прыгучесть, меткость. Например, игра «Курарепка».
Играющие становятся в круг спиной к центру, крепко сцепившись руками друг с другом и с криком «Курарепка» начинают вертеться обыкновенно в ту сторону, где игроки сильнее; при этом круг изменяет свой вид: или вытягивает-ся, или, разорвавшись, образует длинную прямую или кривую вереницу. Пе-редовой этой вереницы бросается в сторону, и увлекая за собой других, заво-рачивает опять клинья и подбегает под приподнятые руки товарищей. От этого в конце длинной вереницы образуется живая петля из играющих. Передовик обратно подбегает под руки других — образуется другая петля. При этом ред-ко обходится, чтобы не вывихнули пальцев или всей руки, а о разбитых носах и лбах и говорить нечего. Упавший из играющих называется бешеным телком. От него разбегаются все, а он, догоняя, пятнает их ударом руки. Все запятнан-ные становятся бешеными телками и сообща с первым с криком «Бу» кидаются на остальных и перепятнывают их. Тем игра и кончается.
Из ее содержания видно, что она отражает активное движение во время боя. Учит терпеть боль. Вырабатывается выносливость, сила. Упавший должен встать и продолжить игру не смотря ни на что, как и в бою.
Казачьи подвижные игры нередко сопровождались песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый иг-ровой фольклор.
Вывод: Подвижные игры, в том числе и казачьи, в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игры об-разуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и даль-нейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.