Ольга Дмитриева
Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Удивительный мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
в подготовительной к школе группе
на тему: «Удивительный мир космоса»
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». К. Циолковский
Введение
Публикация «Педагогический проект в подготовительной к школе группе „Удивительный мир космоса“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Каждый ребёнок с первой минуты его жизни стремиться к открытиям. И тому подтверждение - его любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ему. Поэтому на помощь приходит проектно-исследовательская деятельность.
Актуальность: Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая помогает развивать творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формировать интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного мышления, интеллектуального развития, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным, отражению в творчестве детей волнующие их наиболее ярких интересных событий и явлений окружающей жизни. Поэтому данный детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Анализ проблемы: На вечерней прогулке дети рассматривали небо. Увидев не нём множиство звёзд и полную луну, начали задавать вопросы: «Почему луна то круглая, то половинка круга? Из чего состоят звёзды и почему они падают?». Тогда я предложила детям начать исследование про космос.
Проблема: Что такое космос? Какие тайны и загадки он хранит?
Тип проекта : Групповой, поисково-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе, о солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации. Активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи: Развивать познавательный интерес детей. Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной. Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Формировать представление детей о роли человека в изучении космического пространства. Развивать связную речь детей через рассказ о своей деятельности. Создать условия для исследовательской деятельности. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы элементарные знания по теме, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в НОД, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и в играх. А также заинтересованность детьми данной темой, проявление инициативы в конструктивной, творческой изобразительной деятельности, возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях, представить свои работы, сформированность нравственно-патриотических чувств. Заинтересованность детей, педагогов и родителей в данной работе.
Ресурсы: Рассматривание иллюстраций, использование ЭОР (видео-презентаций и видеороликов, фото о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы, звёздах и созвездиях. Беседы с детьми о космосе. Чтение детям энциклопедий, научно-познавательной литературы, рассказов Носова Н. «Незнайка на Луне». Работа в раскраске «Космос». Настольная игра «Космическое путешествие», плакат «Солнечная система».
План работы:
№ Формы работы Срок реализации Время в режиме дня Ответственные
1. Рассказ воспитателя «Что такое космос? Как появилось солнце? Как образовалась солнечная система?» Презентация. дата 1 пол. дня Воспитатель
2. Знакомство с художественной литературой: чтение энциклопедий о космосе, космонавтах, стихов, разгадывание загадок. неделя Работа перед сном Воспитатель
3. Д/и «Что лишнее?», «Собери картинку», «Космические планеты», «Найди соседей», «Звёзды и созвездия».
Настольно-печатные игры «Собери ракету» (из счётных палочек, «Танграм», «Медвежонок в космосе», «Космическое путешествие». неделя 1, 2 пол. дня Совместная деятельность детей и воспитателя
4. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Космос». дата вечер
2 пол. дня Воспитатель
5. Посещение передвижного 3D Планетария в Краеведческом музее города Сызрань дата 1пол. дня Воспитатель
6. Составление фантазийных рассказов и сказок на космическую тему. дата НОД Воспитатель
7. Художественное творчество. Оригами «Ракета», «Инопланетяне». дата НОД
Совместная деятельность детей и воспитателя
8. Беседа «Кто такие космонавты» дата НОД Воспитатель
9. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» дата 2 пол дня Совместная деятельность детей и воспитателя
10. Художественное творчество Аппликация коллективная «Наша мечта – полёт в космос» дата НОД Совместная деятельность детей и воспитателя
11. Создание книги «Наше путешествие в космос» (составление рассказов, стихов, загадок детьми; рисунки детей) 2-3 недели 2 пол. дня Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя
12. Экспериментирование:
1. «Вращение вокруг солнца Земли и Луны».
2. «Взлёт ракеты в космос» дата 1,2 пол. дня Воспитатель
13. Посещение музея занимательных наук «Экспериментиус»
(г. Сызрань) дата 1 пол. дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
14. Беседа «Планеты. Звёзды. Созвездия» дата 1 пол. дня Воспитатель
15. Создание макета солнечной системы (коллективная работа) дата 2 пол. дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
16. Изготовление дидактических игр «Путешествие по планетам», «Созвездия» неделя 2 пол дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
17. «Путешествие в космос»
(через знакомство с профессией будущего - «менеджер космотуризма) дата НОД Воспитатель
18. Оформление выставки «Что мы знаем о космосе» неделя 2 пол. дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
19. Представление книги «Наше путешествие в космос» дата 1 пол. дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
20. Художественное творчество «Космические коллажи» с использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (коллективные и индивидуальные работы) дата 1 пол. дня Воспитатель
21 Изготовление поделок на космическую тематику. Конкурс. неделя 1, 2 пол. дня Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя
22 Изготовление костюмов инопланетян, космонавтов и астронавтов. Праздничное дефиле. 1-2 недели Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
23. Развлечение «Космические приключения» дата 2 пол. дня Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей
Работа с родителями: Решение задач по познавательному развитию невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключились родители воспитанников, возникло настоящее деловое сотрудничество. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, готовили сообщения, создавали плакаты, организовывали фотосессии, изготавливали необычные костюмы и др. Проектная деятельность дала им новые темы для разговоров и совместной деятельности. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о новых открытиях в группе, а у родителей непременно стала появляться уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Создание уголка «Космическое пространство». В него входят:
1. Картотека проблемных вопросов.
2. Картотека подвижных, пальчиковых игр, физминуток, артикуляционной гимнастики.
3. Картотека опытов и экспериментов.
4. Презентации, созданные педагогом и родителями.
5. Альбомы, плакаты, фотоальбомы о космонавтах и профессий людей, связанных с космосом.
6. Подбор энциклопедий, книг художественной и научной литературы.
7. Настольные и дидактические игры, сделанные педагогом и родителями.
8. Атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, костюмы.
9. Игры-викторины, игры-путешествия, игры-головоломки, квест-игры, игры-лабиринты.
10. Картотека познавательных видеороликов, мультфильмов, научных фильмов о космосе в соответствии с возрастом детей.
11. Макеты, поделки.
Заключение
Благодаря проделанной работе над проектом через исследовательскую деятельность дети расширяют кругозор о космосе; развиваются творческое мышление, воображение; связная речь; творческие способности детей; умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; детско-родительские отношения - происходит сближение родителей и детей, повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи; развиваются волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия, что способствует успешному обучению в школе.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Э. М. Дорофеева, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное, испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - c.336
2. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2019 г.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты». М. : Сфера, 2019 г.
4. Кэтрин Д. Хьюз под ред. Ворониной Н. «Космос. Моя первая энциклопедия». Изд. Эксмодетство, 2020 г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М. : Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2019 г.
6. Шорыгина Т. А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. – М. : ТЦ Сфера, 2019 г.
7. Интернет-ресурсы.