Елена Иванова
Конспект НООД «Удивительный мир бурятского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный мир
бурятского народного фольклора»
Цели:
Формировать нравственные качества детей через восприятие художественной литературы.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием бурятского народного фольклора.
Публикация «Конспект НООД „Удивительный мир бурятского народного фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика Бурятия
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Развивать речь при пересказе сказок, повторении пословиц и поговорок, умение рассуждать, высказывать свое умозаключение.
• Расширять и обогащать словарный запас детей новыми словами: хур, уста; понятиями: устный журнал, гортанное пение,землячка, кладовая.
• Задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую,образную, слуховую, ассоциативную.
• Развивать умение пересказывать сказку при помощи мнемотаблиц.
• Развивать артистизм, умение передавать интонацию при чтении стихотворений, драматизации сказок.
• Усваивать нравственные нормы и правило поведения.
• Воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа, бережное отношение к традициям своего края.
Предварительная работа:
Чтение народных и авторских сказок, просмотр иллюстраций, беседы по сказкам, слушание аудиозаписи «Музыка степей».
Материал:
Хатак 2 шт., иллюстрации, мнемотаблица, театральный инвентарь, МПЗ «Звуки природы». Запись исполнения игры на музыкальном инструменте- хур и гортанного пения, картинки к загадкам.
Ход нод:
1. Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Бурятские напевы»
Встают в круг. Алиса и Кира танцуют приветственный бурятский танец.
- Вос-ль: Здравствуйте дети и гости. Мы приветствуем и поздравляем всех присутствующих с праздником белого месяца «Саагаал ганай амар мэндэ». Сегодня мы будем говорить о бурятском народном фольклоре, его особенностях и своеобразии.
Занятие наше будет проходить в формате устного журнала «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БУРЯТСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Вспомним некоторые понятия: журнал это -наглядная информация, уста- рот, устами говорим, повествуем.
Первая страница нашего журнала «кладовая народной мудрости».
Вспомним пословицы и поговорки бурятского народа :
-Успех идет на встречу смелому.
-На родной стороне и камушек знаком.
-Сильный телом победит одного, сильный духом - тысячу.
Без навыка и жердинку не перепрыгнешь.
Трус и таракана принимает за великана.
-На чужбине и весна черна, на Родине и зимой земля цветет.
-Бывает сабля молнии острей, бывают женщины мужчины умней.
Мини - итог: молодцы, много знаете бурятских пословиц.
Вторая страничка нашего журнала «Найди отгадку в сказке».
-Ребята, ваша задача отгадать загадку,назвать бурятскую сказку в которой есть это животное и кратко рассказать ее. ( Напомнить детям о правилах поведения: не перекрикивать друг - друга, давать время высказаться товарищу, уметь слушать.
Загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От беды спасают ноги,
А от холода кора.
(заяц)
(сказка «Есть пугливее меня»)
Маленький шарик под лавкой шарит, под полом таится, кошки боится.
(мышь)
(сказка «Две мыши», «Верблюд и мышь»)
На поляне возле елок Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник, муравьи)
(сказка «Муравей и змея»)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(баран)
(сказка «Два барана и лиса»)
Мини итог: Вспомнили бурятские сказки, где герои - животные.
Молодцы
Смена деятельности:
-Ребята, время года сейчас?
-Зима.
-Скоро сменит ее?
-Весна.
Ирга «Определи звук» : прослушать звуки, узнать их, и какое время года они определяют? ( наложение звуков : хруст снега, детский смех, вьюга; ветер, капель, пение птиц.) Запись.
(ответы и хоровые и индивидуальные)
Третья страничка нашего журнала «СКАЗКИ ДВОЙНЯШКИ»
-Ребята я предлагаю вам внимательно рассмотреть таблицу, подумать, сказать: какая сказка спряталась в мнемотаблице? Это сказка бурятская? Какую похожую сказку вы знаете? В чем отличие? (ответы детей). Пересказ сказки.
Мини-итог: Молодцы. Умеете работать с мнемотаблицами. Какие еще сказки двойняшки вы знаете? (Лисица сваха - Кот в сапогах, Козел и козленок,притча Пастух и волки.)
Четвертой страничке нашего журнала вы сами дадите заголовок.
-Мы знаем, что сказка любого народа - это небылица, а еще как можно сказать
( дети дополняют: байка, вымысел).
Русские сказки более живые, образные. В них больше звукоподражаний, песенок, красивых речевых оборотов.
Бурятские сказки интересны, в них много мудрости. А придать выразительность, сделать сказку живой помогает музыкальное сопровождение - игра на народных инструментах и гортанное пение. Я предлагаю вам прослушать композицию, где звучит смычковый инструмент хур и звучит гортанное пение, если мелодия вызывает у вас эмоции - подвигаться, танцевать, выходите в круг. А может, кто-то просто представит, закрыв глаза, как скачет конь в степи или у костра сидят охотники.
Мини-итог: Как можно озаглавить эту страничку нашего журнала.
Пятая страничка нашего журнала - Театральная. Мы посмотрим бурятскую народную сказку «СНЕГ И ЗАЯЦ»
(инсценировка сказки. Действующие лица: рассказчик - Р. Матвей, снег Е. Илья, лесной царь - Л Максим, заяц - Л. Яша).
Мини-итог: бурятские сказки не только мудрые и поучительные. Они еще и веселые, с добрым концом.
Закрыть последнюю страницу нашего журнала предлагаю стихотворением бурятского поэта Бориса Сыренова, которое прочтет Н. Максим.
«А над юртой восьмистенной Золотится луч по скату Не спеша старик сгорбленный Нам рассказывает сказку Как в семье простой и бедной Смелый воин вырастает Он бесстрашно побеждает Мы сидим, в душе ликуя,
Все за правду принимаем.
На всю жизнь свою земную Сказку мы запоминаем,
Словно нам она открыла,
Веру в путь добра и света,
Как давно все это было,
Как чудесно было это»
Итог: А вам понравилось, как прошло наше занятие? (в формате устного журнала) Что нового узнали? Что повторили?
Молодцы, вы хорошо поработали сегодня. Много знаете бурятских сказок пословиц, загадок. Тему следующего занятия определите сами, прослушав стихотворение нашей землячки Г. Ильковой. Читает Шелковникова Арина.
Воспитатель:
Что такое Посольск?
Это жаркое лето,
Когда много цветов на зеленом лугу.
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
(продолжает Арина. Ш)
Что такое Посольск?
Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Посоьск?
Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле, (продолжает вос-ль)
Что такое Посольск?
Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости,
Света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, Отошедшый от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют Снова в нашем краю,
Я Посольск свой - Свою малую родину,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю.
Предложение детей: «Мой край родной» или т. п.