Светлана Москвич
Игры и упражнения для развития звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематических процессов, слоговой структуры слов
▼ Скачать + Заказать документы
Для закрепления приобретённых навыков и знаний за учебный период, были разработаны рекомендации для воспитателей на летний оздоровительный период. Размещаю информацию в папках для ежедневной работы воспитателей с детьми. Подобрала игры и упражнения для развития звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематических процессов, слоговой структуры слова. Педагогам будет легче:
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, обогащать пассивный и активный словарь,
- Развивать грамматически правильную фразовую и связную речь, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- Пополнить речевые уголки в группах: раздаточным (наглядным) материалом по обогащению словаря, карточным материалом по автоматизации звуков, дидактическими и развивающими играми по формированию грамматического строя речи.
Звукопроизношение
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку, "недоавтоматизированные" звуки могут «потеряться».
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова, произнося слово правильно, с четкой артикуляцией.
Артикуляционная моторика
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 4 – 5 упражнений (см. папку).
Проговаривание чистоговорок, скороговорок, учить стихи.
Мелкая моторика
- делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах;- выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;- вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации; расстегивать, застегивать пуговицы, застежки- молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Фонематические процессы
Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
Игра «Полянка».
Цель: узнавать ритмический рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
Игра «Дует ветер».
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лё гки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Слоговая структура слова (слоговой анализ и синтез)
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Педагог воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Исправить ошибку в словах
- Проверь, правильно ли я сказала, исправь меня: мотолок (молоток, моколо (молоко).
Лексико-грамматический строй речи
«Подскажи Незнайке».
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей. Помогите ему узнать, чем он будет выполнять работу. Пилить (пилой);Стучать, строгать, сверлить, резать, копать, подметать…
Слоговая структура слова (слоговой анализ и синтез)
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры : ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.
Прошагай слово.
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети отмеряют шагами придуманные ими слова.
Одно слово на двоих
Катать мяч по столу друг-другу, называть слова по слогам (один слог говорит взрослый, следующий слог - ребенок). Затем ребенок произносит слово целиком. Опора – предметные картинки.
Исправить ошибку в словах
- Проверь, правильно ли я сказала, исправь меня: мотолок (молоток, моколо (молоко).
Лексико-грамматический строй речи
«Назови одним слово
Цель: развитие словесно-логического мышления. Ход игры : педагог называет 3-4 слова, ребё нок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан» - «фрукты»; «собака, кошка, корова» - «домашние животные» и т. д. Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.