Лучший педагог года

Роль фольклора в воспитании

Наталья Корнеева
Роль фольклора в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня.

Ее прямая функция- успокоить, убаюкать маленького ребенка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путем многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Материнские чувства подсказали, каким должно быть ее содержание, - здесь отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и пожелания видеть свое дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются таким нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу. Особенно когда ребенок болен или у него плохое настроение. Думается, что в условиях естественного дефицита времени у работающих родителей тем не менее всегда найдется несколько минут для интимного общения с ребенком (а это могут быть не только колыбельная песня, но и короткая спокойная беседа или несколько ласковых поглаживающих движений).

Публикация «Роль фольклора в воспитании» размещена в разделах

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье, прочь!

Отойди да отвались,

В темном лесе заблудись,

В темном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

* * *

Баюшки, баю,баю,

Живет барин на краю.

Он не скуден, не богат,

Много у него ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

Каша масляная,

Ложки крашеные,

Ложка гнется,

Сердце бьется,

Душа радуется.

Пестушки и поговорки

– короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни. Так, распелинав проснувшегося ребенка, мать или бабушка обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней, приговаривая при этом:

Потягунушки, потягунушки,

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».

Пестушки «Сорока – сорока…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки – ладушки…», «Приди, котинька – коток…», «Поехали, поехали…», и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти не навязчивые, не назойливые, простые, интересные, занимательные.

И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то,что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал - маленок,за водицей не ходил,дров не носил, кашу не варил». Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.

На смену пестушкам и потешкам в 3 – 4 года к ребенку приходят прибаутки

– маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Так зарождается оригинальность мышления, что лежит в основе любой творческой деятельности. Однако воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на ее основе. Характерным примером служит известная всем прибаутка:

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собачка только лает,

Ничего не помогает.

Попробуйте прочитать детям эти прибаутки и обсудите с ними происходящие в них события.

Существует особый вид прибауток – небылицы или перевертыши

, как назвал их К. И. Чуковский. Небылицы, чепуха, перевертыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка о том, почему эти стихи такие смешные. Попробуйте вместе с ребенком изобразить (нарисовать, сделать аппликацию,слепить) знакомую небылицу или придумать и изобразить свою. Такие игры – задания можно включать празднования дней рождения детей, тогда все: и гости, и хозяева – получат возможность посоревноваться: у кого самый веселый рисунок, самая смешная история, самая невероятная песня и т. п.

Ребенок подрастает и в 5 – 6 лет большую часть своего времени уже проводит на улице со сверстниками, соседскими детьми. Перед ним стоит задача войти в эту среду, закрепиться и утвердиться в ней. Сегодня это называется термином «социальная адаптация», и каждый человек в течение своей жизни неоднократно подвергается этому испытанию. Успешность такого испытания в немалой степени зависит от того, насколько человек уверен в себе, какими он располагает способами самоутверждения и самореализации в обществе. В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции с своего поведения и настроения.

А вот о считалках, с которых часто начинаются игры

, расскажем подробнее. Дело в том, что исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему. Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение, а определенный словесный уговор:

Чок – чок, губы на крючек.

А кто скажет – тому щелчек.

Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское уменье» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», писал К. Д. Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в воспитании
Опубликовано: 8 июля 2020 в 21:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора в воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Корнеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД