Наталья Корнеева
Роль фольклора в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня.
Ее прямая функция- успокоить, убаюкать маленького ребенка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путем многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Материнские чувства подсказали, каким должно быть ее содержание, - здесь отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и пожелания видеть свое дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются таким нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу. Особенно когда ребенок болен или у него плохое настроение. Думается, что в условиях естественного дефицита времени у работающих родителей тем не менее всегда найдется несколько минут для интимного общения с ребенком (а это могут быть не только колыбельная песня, но и короткая спокойная беседа или несколько ласковых поглаживающих движений).
Публикация «Роль фольклора в воспитании» размещена в разделах
Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье, прочь!
Отойди да отвались,
В темном лесе заблудись,
В темном лесе, во кустах,
Во малиновых листах.
* * *
Баюшки, баю,баю,
Живет барин на краю.
Он не скуден, не богат,
Много у него ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Каша масляная,
Ложки крашеные,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Душа радуется.
Пестушки и поговорки
– короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни. Так, распелинав проснувшегося ребенка, мать или бабушка обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней, приговаривая при этом:
Потягунушки, потягунушки,
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».
Пестушки «Сорока – сорока…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки – ладушки…», «Приди, котинька – коток…», «Поехали, поехали…», и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти не навязчивые, не назойливые, простые, интересные, занимательные.
И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то,что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал - маленок,за водицей не ходил,дров не носил, кашу не варил». Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.
На смену пестушкам и потешкам в 3 – 4 года к ребенку приходят прибаутки
– маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Так зарождается оригинальность мышления, что лежит в основе любой творческой деятельности. Однако воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на ее основе. Характерным примером служит известная всем прибаутка:
Тили, тили, тили, бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом,
А собачка только лает,
Ничего не помогает.
Попробуйте прочитать детям эти прибаутки и обсудите с ними происходящие в них события.
Существует особый вид прибауток – небылицы или перевертыши
, как назвал их К. И. Чуковский. Небылицы, чепуха, перевертыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка о том, почему эти стихи такие смешные. Попробуйте вместе с ребенком изобразить (нарисовать, сделать аппликацию,слепить) знакомую небылицу или придумать и изобразить свою. Такие игры – задания можно включать празднования дней рождения детей, тогда все: и гости, и хозяева – получат возможность посоревноваться: у кого самый веселый рисунок, самая смешная история, самая невероятная песня и т. п.
Ребенок подрастает и в 5 – 6 лет большую часть своего времени уже проводит на улице со сверстниками, соседскими детьми. Перед ним стоит задача войти в эту среду, закрепиться и утвердиться в ней. Сегодня это называется термином «социальная адаптация», и каждый человек в течение своей жизни неоднократно подвергается этому испытанию. Успешность такого испытания в немалой степени зависит от того, насколько человек уверен в себе, какими он располагает способами самоутверждения и самореализации в обществе. В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции с своего поведения и настроения.
А вот о считалках, с которых часто начинаются игры
, расскажем подробнее. Дело в том, что исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему. Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение, а определенный словесный уговор:
Чок – чок, губы на крючек.
А кто скажет – тому щелчек.
Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское уменье» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», писал К. Д. Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.