Галина Коновалова
Учимся быть здоровыми (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Среди причин речевых нарушений можно выделить: ухудшение экологической обстановки; дефицит йода и фтора; негативные факторы в период беременности и родов; различные социальные причины; ослабленное здоровье детей.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи можно, используя современные оздоровительные мероприятия.
Публикация «Учимся быть здоровыми (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В своей практической деятельности я применяю такие оздоровительные мероприятия, как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики, Су-Джок терапия, физкультурные минутки, релаксационные упражнения.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении дошкольника, особенно она рекомендуется часто болеющим детям. Ведь она улучшает кислородный обмен в организме, стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, помогает овладеть элементарными навыками саморегуляции.
Чтобы дыхательная гимнастика действительно была полезной, необходимо выполнять ее правильно: вдох производится через нос; плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются); выдыхать воздух следует плавно и длительно; щечки ребенка не должны раздуваться.
Каждый ребенок с удовольствием примет участие в следующих развлечениях: сдуваем пух с одуванчиков; пускаем мыльные пузыри; создаем пузырьки в стакане с помощью соломинки. С помощью дуновения стараемся как можно дольше удержать в воздухе перышко (вырезанную из бумаги бабочку, снежинку, листик). Во время этих игр необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял общие правила дыхательной гимнастики для детей – тогда они будут по-настоящему полезны! Дыхательную гимнастику можно провести в начале занятия или в середине. После дыхательной гимнастики желательно выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения, связанные с определенным игровым образом, которые вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей. Используя игровые приемы, ребенку предлагается изобразить, как лягушонок улыбается, как слоненок вытягивает хобот, как обезьянка прячет за щеку банан, играет на барабане и т. д. Некоторые упражнения проводятся под счет, под музыку, с хлопками и т. д. Артикуляционная гимнастика позволяет выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата, и подготовить его к постановке звуков.
Гимнастика для глаз проводится для профилактики близорукости в течение 1 минуты под спокойную музыку. Превратите гимнастику для глаз в ежедневную увлекательную игру! Предложите ребенку быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5; крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль; вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз; в среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево; сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот; указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век. Для тренировки зрения ребенку полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
Развитие мелкой моторики является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму. Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду педагогами и дома родителями. Для развития кистей рук можно предложить игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, а можно выполнить и пальчиковую гимнастику без речевого сопровождения. Дети очень любят раскладывать пуговицы, палочки, желуди и т. д., нанизывать бусы на нитку, застегивать и расстегивать пуговицы, играть с мозаикой и т. д. А сколько радости доставляет детям выполнение заданий в «сухом бассейне»! Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко, то в этом могут помочь игры с обычными бельевыми прищепками. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют обведение контуров, штриховка изображений, графические диктанты. Большую роль в коррекционной работе играет и самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами при проговаривании чистоговорок, растирание ладоней шестигранным карандашом, выполнение круговых движений с грецким орехом, положив его между ладонями.
Су–Джок терапия – последнее достижение Восточной медицины. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. Су–кисть, Джок–стопа. Системы соответствия всех органов и тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки. С помощью пружинок удобно массировать пальцы, что оказывает благотворное влияние на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эта работа проводится на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Физкультурные минутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности воспитанников, повышение их внимания, предупреждение нарушений осанки, то есть на оздоровление детей. Проводятся они в середине занятия с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста. Выполняются физкультминутки в течение 1,5 – 2 минут. Музыкальное сопровождение, используемое при выполнении физкультурных минуток, оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений. А при помощи разноцветных физкультминуток можно повлиять на улучшение самочувствия воспитанников во время занятий. Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Красный цвет – может помочь в преодолении депрессии, страха и меланхолии. Он повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение. Желтый цвет – обеспечивает организму равновесие, повышает самооценку и помогает при нервном истощении, он оказывает мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание. Зеленый цвет – гармонии, спокойствия и надежды. Физкультурные минутки не должны мешать проведению занятия и не должны вызывать утомление или возбуждение у детей. Физкультурные минутки должны увлекать детей и вызывать у них положительные эмоции.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов, под звучание спокойной музыки. Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывают глаза, и совершают путешествие в волшебный лес или же слушают шум моря и т. д. Опыт показывает, что в результате выполнения релаксационных упражнений дети становятся более спокойными, у них налаживается сон.
Регулярное использование оздоровительных мероприятий на коррекционных занятиях показало, что: у детей нормализуется речевое дыхание, повышается острота зрения, развивается артикуляционная, мелкая и общая моторика, повышается речевая активность детей, повышается познавательная активность, улучшается самочувствие и здоровье детей.
Литература
1. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 217 с.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО, 2005. – 174 с.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М: ГНОМ и Д, 2001. – 132 с.
4. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб. : КОРОНА принт, 2005. – 75 с.
5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. – СПб. : КАРО, 2006. – 92 с.