Боцулко Оксана
Конспект индивидуального занятия «Предлог НА»
Цели. Уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом НА; учить выделять «маленькое слово НА» в предложении; развивать внимание и речевую память.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть: выставляет перед ним 5—6 предметов (игрушки, посуду, канцелярские принадлежности и г. п.) и объясняет, что задания будут трудные и их надо внимательно слушать. Затем внятно, четко, выделяя голосом предлог на, произносит примерно такие инструкции:
— Положи тетрадку на телевизор, а листок бумаги на диван.
— Поставь кубик на стул, а пирамидку на стол.
Если малыш легко выполняет 2-ступенчатые инструкции, можно усложнить задание, сделав инструкцию 3-ступенчатой:
—Поставь блюдце на кресло, кубик на стол, а чашку на телевизор. И т. п.
Когда задания с «маленьким словом на» будут выполняться ребенком без ошибок, можно объяснить правило:
Маленькое слово на появляется тогда, когда предмет находится наверху.
После объяснения этого правила взрослый и за ним ребенок проговаривают сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом (наглядным материалом служат предметы, расставленные малышом во время игры):
Тарелка стоит на столе. Кукла сидит на диване. И т. п.
Когда при составлении предложений ребенок каждый раз выделяет голосом предлог на и не ошибается, взрослый спрашивает: «Какое маленькое слово помогло нам выполнить все задания?»