Ирина Шагрова
Игры для развития фонематического слуха у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух — это способность нашего мозга различать и анализировать звуки, из которых состоит речь. При нарушении фонематического слуха ребёнок может неправильно воспринимать, запоминать и повторять услышанное, а также испытывать трудности с письмом. Например, слово «игла» может превратиться в «мглу», а «лес» — в «лист» или даже в «лису».
Особенно ярко это проявляется в школе, когда дети учатся писать и читать. Поэтому умение правильно различать звуки речи — это основа для понимания смысла сказанного как в устной, так и в письменной форме.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Уже с шести месяцев дети начинают различать звуки речи и активно участвуют в процессе гуления и лепета, тренируя свой речевой аппарат. Если гуление — это естественный процесс, то лепет быстро затухает без чёткого образца звуков, который даёт взрослый своим общением и побуждением к разговору.
Задача взрослого — стимулировать и развивать речь ребёнка с раннего возраста.
Как развить фонематический слух в раннем детстве?
Для начала можно потренироваться с детьми выделять и называть неречевые звуки: бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц. Затем можно переходить к формированию чёткого представления о звуках речи. Ребёнок должен различать гласные и согласные звуки.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы помогаете ребёнку освоить правильное звукопроизношение, а в дальнейшем — чтение и письмо.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха должны быть подобраны с учётом возраста ребёнка и проводиться от простого к сложному.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Игра «Угадай, что звучало»
Вместе с ребёнком слушайте различные звуки: шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие. Предложите ребёнку закрыть глаза и угадать, что звучало.
Игра «Шумящие мешочки»
Насыпьте в мешочки или коробочки различные предметы, такие как крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребёнок должен угадать, что находится внутри, по звуку, который издаёт мешочек или коробочка.
Игра «Волшебная палочка»
Возьмите карандаш или палку и постучите по различным предметам в комнате. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Затем усложните задание — ребёнок должен угадать, какой предмет звучит, с закрытыми глазами.
Игра «Жмурки»
Завяжите ребёнку глаза и попросите его двигаться в сторону источника звука, который издаёт колокольчик, бубен или свисток.
Игра «Похлопаем»
Повторяйте за ребёнком ритмический рисунок хлопков: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок должен повторять ритм с закрытыми глазами.
Договоритесь, что ребёнок будет выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко или тихо. Например, если вы говорите слово громко, ребёнок поднимает руки вверх, а если тихо — касается пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Ребёнок должен угадать, за какого персонажа сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребёнок сам говорит за трёх медведей.
Перед ребёнком разложите картинки со словами, которые звучат похоже: ком, сом, лом, дом. Ребёнок должен поднять соответствующую картинку, когда вы произносите слово.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает картинку и называет предмет, заменяя первую букву: форота, корота, морота, ворота, порота, хорота. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит правильный вариант произношения.
Взрослый объясняет ребёнку, что слова бывают короткими и длинными, и произносит их, интонационно разделяя слоги. Вместе с ребёнком проговаривайте слова, отхлопывая слоги: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Более сложный вариант — предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов: «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Объясните ребёнку, что слова состоят из звуков, и можно с ними поиграть. Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр».
Взрослый произносит звук, а ребёнок должен угадать, кто или что его издаёт.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит звуки, а ребёнок хлопает, когда слышит заданный звук.
Игра «Сколько звуков?»
Взрослый называет один, два или три звука, а ребёнок должен определить и назвать их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — хлопнуть на заданный звук в конце или середине слова.