Людмила Ермакова
Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения
▼ Скачать + Заказать документы
В силу особенностей детей раннего возраста, прежде всего их непосредственности, выявить индивидуальные особенности личности ребенка не представляет большой трудности. Индивидуальные различия могут идти по линии особенностей темпераментов, характеров, способностей, интересов, познавательной деятельности, сферы чувств и воли.
Темочки:
В зависимости от условий жизни, как известно, изменяются и задатки. Причем между задатками и возникающими на их основе психическими особенностями нет однозначной связи. Это выражается в том, что на основе общих задатков при различных условиях воспитания у детей могут развиваться различные психические особенности и, наоборот, на основе различных задатков могут формироваться близкие по сходству психические особенности личности, если сходны условия развития. Так, на основе повышенной возбудимости и легкой истощаемости нервной системы при вдумчивом, осторожном воспитании может создаться предпосылка для развития повышенной чуткости и нежности. В других условиях воспитания на основе тех же задатков могут сформироваться черты «изломанной», настороженно-замкнутой или раздражительно-капризной личности.
К индивидуально-психологическим особенностям относится темперамент. Встречаются дети неуравновешенные, порывистые, с энергичными движениями, выразительной мимикой и жестикуляцией. Такие дети в шумных играх стремятся брать руководящие роли. Легко вступают в конфликты и ссоры с другими детьми без достаточных на то оснований.
Бывают и другие дети. Они тоже подвижны, проявляют интерес к шумным и подвижным играм, также стремятся занять в них руководящую роль. Но они уравновешены, легко уживаются с другими детьми.
Есть дети спокойные, инертные, малоподвижные, с невыразительной мимикой. Они предпочитают тихие и спокойные игры, легко уживаются в коллективе. Наконец, встречаются дети внешне спокойные, но внутренне возбудимые, с легкой склонностью к вспышкам. Они долго помнят обиды.
Многочисленные наблюдения показывают, что дети, систематически посещающие детский сад и воспитывающиеся в благоприятных семейных условиях, довольно рано научаются в доступной для них форме владеть своим темпераментом.
Дошкольники раннего возраста уже обладают особенностями отдельных черт характера, по-разному выполняют культурно-гигиенические навыки и правила общественного поведения. Так, одни легко выполняют указания и просьбы воспитателя. Для них с раннего детства слово взрослого является законом. Такие дети послушны, у них легко вырабатываются положительные привычки и дисциплинированность. Наряду с такими детьми воспитатель встречает детей упрямых, не приученных к выполнению запрещений. Воспитатель при этом должен понимать, что такие дети не являются по своей природе плохими, а что их индивидуальные особенности – результат условий жизни и воспитания. Следовательно, при целенаправленных воздействиях эти дети обязательно могут стать другими.
При условии воспитания в коллективе детского сада младших дошкольников возможно научать правильно оценивать как поступки других детей, так и свои собственные. Выслушивая оценку авторитетных воспитателей, дети стремятся организовать свое поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми взрослыми людьми и условиями жизни в коллективе. В таких условиях формируются важнейшие черты характера –
критичность и самокритичность. В быстроте развития этих черт характера, как и многих других, сказываются индивидуальные особенности детей.
Огромную роль в формировании положительных черт характера играет личный пример не только взрослых людей, но и товарищей. В этом возрасте врожденный тип нервной системы проявляется прежде всего в быстроте и устойчивости образования той сложной системы нервных процессов, которую И. П. Павлов назвал стереотипом. Под влиянием одних и тех же воздействий у ребенка может довольно быстро складываться динамический стереотип или то постоянство действий, желаний, потребностей, которое и составляет привычки ребенка, способы его поведения и деятельности.
Индивидуальные особенности нервной системы ребенка выражаются также и в том, как быстро и насколько устойчиво вырабатываются у него привычки, знания, навыки и каковы характер и степень трудности их изменения.
Успех формирования гармоничной личности ребенка зависит от многих причин. Хочется отметить среди них наиболее значимую – единство требований, предъявляемых семьей и дошкольным образовательным учреждением. Соблюдение этого важнейшего требования существенным образом способствует формированию положительных черт ребенка и является важной составляющей профилактики девиантного поведения.