Татьяна Анатольевна Петрова
Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие дошкольников зависит от организации пространства, от размещения игрового, дидактического оборудования в развивающей среде. Построение предметно-развивающей среды должно осуществляться исходя из следующих особенностей :
1. Возраста детей;
2. Количественного состава мальчиков и девочек;
3. Психологической характеристики группы;
4. Уровня речевого развития детей;
5. Состояния здоровья воспитанников
Публикация «Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы» размещена в разделах
1. Возрастные особенности.
Безусловно, что предметно-развивающая среда в группах младшего возраста будет отличаться от среды групп старшего возраста. В группах детей младшего возраста предусматривается большое пространство для двигательной активности, в которое включено физкультурное оборудование, игрушки-качалки, каталки, игрушки-забавы. Должен имеется дидактический стол, где дети действуют с предметами, стол для игр с песком и водой, крупная бытовая мебель для игр с куклами, гардероб для дидактической куклы. В группах старшего дошкольного возраста предметно-развивающая среда должна быть ориентирована на поддержку способностей ребенка, его самореализацию.
2. Гендерные особенности.
Эти особенности необходимо учитывать при построении предметно-пространственной среды. В группах, где преобладает «мужской контингент», необходимы предметы-двигатели, дополнительное места для строительных игр, большее количество машин и игрушек-трансформеров, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для девочек следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам, большее количество кукол, колясок, предметов быта. Для развития творческого замысла в играх требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, ленточки.
3. Психологические особенности.
Учет психологических особенностей детей является важной составляющей при построении среды. Для гиперактивных детей в зоне настольно-печатных игр необходимо предусмотреть игры для снижения психоэмоционального напряжения и воспитания усидчивости : игры-шнуровки, паззлы, различные мозаики и т. п.
Для повышения самооценки, отработки навыков уверенного поведения у тревожных детей в театральном уголке необходимо наличие масок для проигрывания этюдов на имитацию страха, театров «Золотая рыбка», «Снегурочка», «Жар-птица» для сказкотерапии. Наличие разнообразных кукол для занятий с элементами куклотерапии позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения.
Для преодоления застенчивости, замкнутости и нерешительности у застенчивых детей полезны такие игры как «В мире эмоций», «Угадай настроение» В уголке книги должны быть произведения о героях смелых и ловких.
Агрессивных детей необходимо обучать умению выражать свой гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих. Для снятия уровня личной тревожности полезны занятия художественной деятельностью, поэтому в уголках необходимо достаточное количество разнообразных материалов для изобразительной деятельности. А в уголке по социально-коммуникативному развитию необходимо наличие фотоальбомов, отражающих различные эмоциональные состояния, а так же иллюстраций с проблемными ситуациями для придумывания историй и нахождение способов выхода из нее.
4. Речевое развитие.
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи у воспитанников группы в зоне дидактических игр должны быть следующие пособия : комплексы «Артикуляторные сказки» и «Артикуляционная гимнастика», игры «Поймай звук», «Придумай слово, которое начинается со звука (А)», «Назови ласково», «Подбери признак», «Сосчитай», «Жадина», «Назови одним словом» и т. д, сюжетные картины, схемы-модели для развития связной речи.
При дизартрии для развития двигательной сферы в зоне «Здоровьесбережения» необходимы комплексы упражнений, регулирующих мышечный тонус, самомассажа, массажа карандашами, грецкими орехами, мячами, катушками, игры с прищепками.
Для постановки и развития навыков правильного дыхания используются различные предметные ресурсы (конфетти, бумажные кораблики, бабочки, птички, самолётики, шарики для пинг-понга, ватные шарики, мыльные пузыри, свечи и т. д.)
5. Состояние здоровья воспитанников.
При наличии в группе детей, имеющих заболевания органов зрения в зоне «Здоровьесбережения» необходимо иметь комплексы «Зрительной гимнастики», спортивный инвентарь для развития глазомера, точности движений, ориентировки в пространстве. При заболевании органов дыхания у воспитанников для повышения сопротивляемости детского организма болезням, предупреждения рецидивов должны быть комплексы «Дыхательной гимнастики» (игры для развития воздушной струи, конфетти, бумажные кораблики, бабочки, птички, самолётики, шарики для пинг-понга, ватные шарики, мыльные пузыри, свечи и т. д,«Дыхательной гимнастики по Стрельниковой», коррегирующие дорожки для закаливания.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, деформация стопы, плоскостопие) должны быть комплексы «Оздоровительная гимнастика после сна», «Пальчиковая гимнастика», «Самомассаж»(массажные мячики, карандаши, грецкие орехи, различные коррегирующие дорожки, веревки, гимнастические палки. Для укрепления костно-мышечного аппарата, формирования правильной осанки необходимо наличие в спортивном уголке игр с элементами спортивных упражнений, таких как городки, бадминтон, настольный теннис, боулинг.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо обеспечить свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для развития всех основных видов детской активности.
Таким образом, при построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать все индивидуальные особенности контингента воспитанников группы.