Светлана Буханкова
Учебный проект для детей 3–4 лет по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Проект : «Волшебные ладошки».
(Использование нетрадиционных техник рисования в развитии сенсомоторных и творческих способностей с детьми младшего дошкольного возраста)
Тип проекта : обучающий.
Срок реализации проекта : долгосрочный. Сентябрь - май.
Участники проекта : дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Публикация «Учебный проект для детей 3–4 лет по художественно-эстетическому развитию „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Обоснование (актуальность) цели и задач коррекционно-развивающей программы.
Младший дошкольный возраст является периодом становления всех органов и систем организма человека. Усилия педагогов и психологов направлены на создание основ полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - своеобразный фундамент общего умственного развития ребенка, а также наиболее благоприятное для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитие мелкой моторики рук улучшает интеллектуальное развитие, развитие речи. Одним из методов сенсорного развития ребенка выступает рисование пальчиками и всей кистью руки, лепка и аппликация. Данный вид рисования является очень оригинальным, он делает ребенка раскованнее в своих творческих проявлениях, позволяет лучше ощущать возможности своей руки, фактуру основы для рисования, настроение, характер используемых красок. Не имея под рукой кисточки и карандаша, дети учатся находить технические варианты для самовыражения, обдумывать замысел, наблюдать, фантазировать. В рисовании такого вида включены оригинальные техники и используются необычные материалы для реализации замысла. Слово «нельзя» не используется. Можно рисовать чем угодно, на чем угодно и как угодно. Дети получают массу положительных эмоций от выполнения рисунков, следовательно, интеллектуальное развитие идет в хорошем темпе.
Цель проекта :
Реализовывать сенсорное воспитание ребенка при помощи нетрадиционного рисования и лепки, используя парциальную программу художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру Лыковой И. А. «Цветные ладошки».
Задачи:
1. Формировать у детей группы младшего возраста знания о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками).
2. Развивать у детей навыки и умения пользоваться разнообразными средствами изображения.
3. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
4. Повышать компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
В реализации проекта «Волшебные ладошки» используются следующие обучающие методы:
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Для определения уровня сформированности умений детей используется педагогическая диагностика художественно - творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т. Г., Лыковой И. А.)
Структура занятий по программе
Месяц Название занятия Задачи занятия
Сентябрь
Вводная педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т. Г., Лыковой И. А.)
Цель: создание «Портрета» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.) на начало года по следующим критериям:
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности : искренность, непосредственность, увлеченность, интерес, творческое воображение, характер вхождения в образ, специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности: применение известного в новых условиях, самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа, нахождение оригинальных способов (приемов, новых для ребенка, создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции: нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа, соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям, проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
«Яблоко с листочком и червячком" 1. Учить рисовать предметы, состоящие из 2-3 частей разной формы.
2. Развивать технику рисования гуашевыми красками при помощи ватных палочек.
3. Создавать ритмическую композицию.
4. Воспитывать аккуратность в работе.
Октябрь «Падают, падают листья» 1. Учить рисовать осенние листья при мом «примакивания»
т плыми цветами (красным, ж лтым, оранжевым)
2. Развивать технику рисования пальчиком.
3. Закреплять умение располагать рисунок по всему листу.
Ноябрь «Град, град!» 1. Учить изображать тучи и град ватными палочками.
2. Развивать умение размещать пятна с разной частотой (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами).
3. Воспитывать эстетические чувства.
Декабрь «Серпантин» 1. Учить проводить линии разного цвета (красного, синего, ж лтого, зел ного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание).
2. Развивать самостоятельность в выборе листа бумаги для фона (формат, размер, величина).
3. Воспитывать эстетические чувства в процессе выполнения работы.
Январь «Золотой ключик» 1. Учить детей проводить пальчиками линии и ладошкой руки делать отпечаток для изображения ключа.
2. Развивать ориентировку на листе бумаги.
3. Воспитывать самостоятельность в выборе линии и формы.
Февраль «Мойдодыр» 1. Способствовать созданию вес лых композиций: рисование штампом готовых фигурок на цветной фон,
2. Развивать умение самостоятельно выбирать цвет и форму для рисования на них «грязных» пятен.
3. Слимулировать желание дорисовать «мкости» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)
4. Воспитывать заботливое отношение.
Март «Сороконожка» 1. Учить лепить образы живых существ на основе валика (цилиндра).
2. Развивать умение раскатывать столбики прямыми движениями ладоней и слегка видоизменять форму, дополнять мелкими деталями.
3. Развивать мелкую моторику и творческое воображение.
4. Воспитывать любовь к живой природе.
Апрель «Божья коровка» 1. Учить детей рисовать выразительный, эмоциональный образ жука «солнышко» (божьей коровки).
2. Развивать умение располагать рисунок в центре основы.
3. Развивать чувство цвета и формы
Май «Цыплята и одуванчики» 1. Учить создавать монохромную композицию на цветном фоне.
2. Развивать умение рисовать цыплят и одуванчики нетрадиционными способами (пальчиками, салфеткой).
3. Вызвать у детей интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Итоговая педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т. Г., Лыковой И. А.)
Цель: создание «Портрета» художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.) на конец года по следующим критериям:
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности : искренность, непосредственность, увлеченность, интерес, творческое воображение, умения войти в образ, специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности: применение известного в новых условиях, самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа, нахождение оригинальных способов (приемов, новых для ребенка, создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции: нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа, соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям.
Список использованных источников:
1. Лыкова, И. А. «Цветные ладошки» : парциальная программа худо-жественно-эстетического развития детей 2 - 7 лет в изобразительнной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) / И. А. Лыкова - М. : ИД «Цветной мир», 2019. - 136 с.
2. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - М. : изд-во Мозаика - Синтез, 2014. - 368 с.