Светлана Суринова
Учебно-методическое пособие «Опытно-экспериментальная работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста»
Учебно-методическое пособие «Опытно-экспериментальная работа по экологии с детьми дошкольного возраста»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Публикация «Учебно-методическое пособие „Опытно-экспериментальная работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении
Цели:
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Рекомендации по организации опытов.
Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста при усвоении знаний о том, что для роста растений нужен свет. Перед детьми ставится познавательная задача: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, воспитатель побуждает их к проверке — организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещают в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на хорошо освещенный солнцем подоконник. Условия, в которые помещены растения, обсуждаются с детьми. Устанавливается, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно — степень освещенности — различное. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаются их причины. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение воспитатель предлагает сравнить растения и сделать выводы.
Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.
В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте, необходимо сразу изменить условия.
Рекомендации
по организации опытов в разных возрастных группах детского сада.
Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой в средней группе, для того чтобы подвести детей к выводу о том, какую пищу она предпочитает, воспитатель предлагает положить перед кошкой морковку, конфетку, рыбу, посмотреть, что она будет есть, а что нет.
Или, для того чтобы установить, слышит ли кошка, воспитатель предлагает шепотом позвать ее, поскрести ногтем по поверхности стола, затем спрашивает: «Слышит кошка? Как ты узнал, что она слышит? Чем слышит?»
Организуя в последующем с детьми младшего и среднего возраста наблюдения за другими животными, воспитатель ставит те же познавательные задачи, а способ решения побуждает отыскать самостоятельно. В средней группе поисковые действия при решении познавательных задач должны входить почти во все наблюдения детей. Отдельные поисковые действия используются и в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, труда,наблюдений.
В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает
вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Опыт 4.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами.
Опыт 5.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт 6.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детя
предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт 7.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 8.
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт 9.
Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
Опыт № 1
Цель: познакомить детей со свойством песка - сыпучестью.
Оборудование: песок (чистый, большой лоток, лупа, листы бумаги.
Ход: чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковые по размерам (крупные, мелкие, по цвету (темные, светлые, по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые, встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки. Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги.
Вывод: песок обладает свойством сыпучести.
Опыт № 2
Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого)
Оборудование: небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой.
Ход: дети сравнивают песок в ведерках (повесу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок). Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана.
Вывод: сырой песок тяжелее сухого.
Опыт № 3
Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности.
Оборудование: мокрый песок, сухой песок.
Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и мокрого песка.
Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки.
Опыт № 4
Цель: показать детям водопроницаемость воды и водонепроницаемость глины.
Оборудование: 2 банки: одна с водой, другая с глиной, сосуд с водой.
Ход: налить в банки одинаковое количество воды. Вода сразу проходит через песок, и не проходит через глину.
Вывод: песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); глина обладает свойством не пропускать воду (главная особенность
вода сквозь них не проходит).
ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ
Опыт № 1
Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная досочка, молоток.
Ход: положить глину на досочку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Оборудование: различные глиняные фигурки (не разрисованные, образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хор о ложится на обожженную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И
проводим следующие эксперименты:
Опыт №1 : “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №2 : “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3 : “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что– нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт №4 : “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5 : “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6 : “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7 : “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Беседа.
Ребята, сегодня у нас заключительное занятие о воде.
Мы еще раз убедимся: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.
Кругом вода
А с питьем беда
Кто знает, где это бывает? (Море)
Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Что за великан. (Океан)
Ни вода, ни суша
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой. (Родник)
Ребята, ответьте на вопросы:
Зачем нужна вода животным? Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Почему внутри человека нарисован вопрос?
Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? ( Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.
Ребята везде ли есть вода?
Где мы можем ее увидеть? (Водоемы, осадки).
А вы знаете, что такое снежинка? (Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).
Скажите, будет ли лед являться водой? (Это замерзшая вода).
Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?
Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыжова Н. А. Поиграем в рекламу! Обруч № 3, 1998.
2. Путешествие капельки. М. : Дошкольное образование № 11, 2003.
3. Волшебница вода. М. : Дошкольное образование № 12—13, 2004.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
5. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М. : Карапуз, 2005.
6. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз, 2005.
7. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. М. : Карапуз, 2005.
8. Рыжова Н. А., Рыжов И. Н. Моя Москва. Экологический атлас для детей и родителей. М., 2005.
9. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцовой