Дударева Елена
Учебно-методическая разработка «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Путешествие в Антарктиду»,
подготовлена к 200-летию открытия Антарктиды.
Пояснительная записка
К методической разработке «Путешествие в Антарктиду».
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
Методическая разработка предназначена для проведения урока экологической грамотности для детей 3-7 лет, будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, воспитанникам дошкольных учреждений, педагогам, учащимся и их родителям. Познавательное и увлекательное путешествие можно проводить как внеклассное мероприятие во время учебного процесса, так и во время летнего отдыха для детей.
Пособие направлено:
Публикация «Учебно-методическая разработка „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- облегчить усвоение материала с опорой на наглядность;
-развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать речь, обогащать словарный запас (слова: учёный или научный сотрудник, экспедиция, полярник, айсберг, ледник, материк, океан);
- формирование экологических взглядов;
- развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
Имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС, а также помогает в игровой форме познакомить детей с природными особенностями континента Антарктида и Антарктики. Развивать чувства ответственности за сохранение биологического разнообразие Южного континента. На примере русских мореплавателей способствовать воспитанию патриотизма.
Экологический урок составлен:
- Презентация (в форме путешествия к Южному континенту);
- Карточки (животные Анарктиды);
- Физкультминутка с пингвином (видеоролик).
- Видеоролик (аудиоэнциклопедия видео детям для закрепления материала);
- Творческое задание (составление пазла «Пингвины», фотография детей в тантамареске, раскраска для детей животные Антарктиды).
Цель:
- Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;
-знакомство подрастающего поколения с заповедной системой Антарктики и деятельностью по сохранению морских экосистем в Южного океане.
Задачи:
- дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;
- привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам Антарктиды;
- раскручивать логическое мышление, наблюдательность, внимание память;
- вырабатывать позитивный взгляд в экологической грамотности и экологической культуре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, ответственность, аккуратность, принципиальность.
Принцип реализации проекта
- принцип наглядности – дети очень любознательны, они должны сами все рассмотреть, попробовать, увидеть»
- принцы непрерывности – дети могут отвлечься, переключится на другой вид деятельности;
- принцип деятельности (исследовать, познавать, творить, играть, общаться);
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
- взаимодействие с семьями детей (заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность, объединить общей задачей).
Актуальность:
Загадочный и далекий Южный континент Антарктида в период 1819 – 1821 гг. впервые был открыт русскими мореплавателями и путешественниками. В последующие десятилетия Антарктика привлекала к себе внимание исследователей и мореплавателей разных стран, как неразрешимыми научными проблемами, так и огромным богатством неизведанных мест. С развитием человеческой цивилизации эти исследования приобрели планетарный характер.
Антарктика имела и чисто экономический интерес, который все больше возрастал с появлением проблемы сырья и продовольствия. В XX веке разными странами активно велся китобойный промысел, который привел к почти полному исчезновению синего кита, сокращению популяций других видов китообразных и ластоногих (морские котики, морские слоны). Кроме того, в акватории Южного океана, омывающей Антарктиду, наблюдается районный перелов криля (основной источник пищевой цепочки млекопитающих Антарктиды, который может привести к нарушению баланса ключевых взаимосвязей между хищниками и их добычей).
Противостоять нарушениям в акватории Южного океана помогают Морские охраняемые районы, сеть которых создается Комиссией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
Ход занятия «Путешествие в Антарктиду»:
Слайд 1 (2 мин.)
Путешествие в Антарктиду.
Провести опрос:
- Где находится Антарктида? Найдите её на карте или глобусе. Каким цветом отмечен материк? (белым). Что означает белый цвет? (снег, лед, холод).
-Выяснить, что участникам известно про Южный континент. Слайд 8 (5 мин)
Прибываем на континент, путешественников встречает пингвин. Запускаем видео (физкультминутка с пингвином). Проводим зарядку с детьми.
Отдохнув, продолжаем путешествие по материку.
Слайд 2. (2 мин.)
Изучаем карту Антарктиды.
Разбираем понятия Арктика и Антарктида. Антарктида – это континент, Антарктика - область, граница которой проходит по линии между 48- 60о ю. ш. Объяснение различий в названии. Слайд 9,10 (5 минут).
Рассказываем детям о русских мореплавателях и об открытии Антарктиды. О важности о роли научного открытия.
Слайд 3 (1 мин.)
Отправляемся в увлекательное путешествие в Антарктиду. Определяем название корабля, вкратце рассказываем о ледоколе, как можно попасть на Южный континент. Слайд 11,12,13 (5 - 7 мин.)
Раздаем пазлы животных, дети собирают пазлы. Рассказываем детям о животных Антарктиды.
Какие животные обитают на самом холодном материке планеты? (Различные виды тюленей, среди них и самый грозный и опасный хищник – морской леопард, пингвины, синие киты, птицы, несколько видов рыб, а так же морской криль.)
Слайд 4,5,6 (4 мин.)
Объясняем ребятам.
Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3 гр. С., трещат морозы, идет снег и метут метели. Слайд 14. (3 мин.)
Викторина.
Проводим небольшую викторину, дети отгадывают загадки.
Слайд 7 (4 мин.)
Продолжает путешествие к Антарктиде. Изучаем айсберги, которые встречаются на пути исследователей. Акцентируем на размере и толщине льда айсбергов. Слайд 15 (2-3 мин.)
Рассказываем об интересных фактах, для привлечения детей к исследовательской деятельности. Живут ли люди в Антарктиде? И что такое полярное сияние? Кто такие полярники? (учёные исследователи Антарктиды проживающие на полярной станции, помогают животным и изучают особенности местного климата). Научные станции «Мирный» или «Восток», зачем они нужны? (наблюдать за погодой и жизнью Антарктиды, передавать свои наблюдения на большую землю). В Антарктиде полгода длится полярный день и полгода полярная ночь, совсем ни так как у нас с вами день сменяет ночь за одни сутки и др.
Подводим итоги путешествия.
Закрепляем знания об Антарктиде. Демонстрируем видеоролик (аудиоэнциклопедия видео детям для закрепления материала).
Выполнение творческого задания. Фотографируем детей в тантамареске (родители в соцсетях размещают фотографии с хештегами #путешествиевантарктиду, дарим раскраски животных Южного материка детям для работы дома.
Методическая разработка стимулирует детей для дальнейшего изучения загадочного материка Антарктида. Для продолжения изучения темы в настоящий момент разработан квест для детей «Открываем Антарктиду вместе!». Изучение Антарктиды продолжается.
писок использованной литературы:
1. Малявко Г. И., Франчук В. П., Куличенко В. Г. Геологи. Географы. Киев, 1985.
4. Почивалов Л. Белые сны Антарктиды.
5. Смирнова Н. П., Шибанова А. А. По материкам и океанам.
6. Трешников А. Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М., 1963.