Юлия Сорокина
Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
- Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- Закреплять знания о словоразличительной роли звука;
- Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать «пары» звуков (гласные-согласные, звонкие-глухие).
- Продолжить учить называть слова с заданным звуком.
- Закреплять умение ставить ударение на нужный гласный звук.
Демонстрационный материал:
Картина-схема слова диван; красные, синие, зеленые фишки; зонтик.
Публикация «Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы» размещена в разделах
Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые фишки; красные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Назови слова»:
- Доброе утро ребята. Скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна). Какой месяц? (Март). И день недели? (Среда).
- Молодцы! Итак, ВЕСНА, МАРТ И СРЕДА.
- Назовите первый звук в слое весна (В’).
- В слове март? (М).
- И среда (С).
- Назовите мне имена, начинающиеся со звука В’ или В. (Ваня, Варя, Витя… Дети называют имена и проговаривают с твердого или мягкого звука они начинаются).
- А теперь, транспорт, название которого начинается со звука С (самолет, самокат, самосвал).
- И, наконец, овощи или фрукты, в названии которых звук М стоит в начале (морковь манго мандарин… .)
2. Звуковой анализ слова диван.
- Посмотрите на доску, что там изображено? (Это диван).
- Верно, а сколько звуков в слове диван? (Пять).
К доске приглашаются пятеро учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку.
Воспитатель задает наводящие вопросы: Сколько звуков в слове диван? Сколько гласных звуков? Напоминает ребятам правило-помогалочку: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
- В слове диван два гласных звука, назовите первый? (И) Второй? (А).
- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже… (Два). Давайте проверим, действительно ли слогов два.
Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове диван два слога.
- Назовите мне первый слог? (ДИ). Второй? (ВАН).
- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.
Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук А, значит он – ударный, а первый гласный звук – И –безударный.
Затем дети вместе с воспитателем определяют, какие по звонкости-глухости согласные звуки в слове диван.
- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук? (Д’). Мы уже определили, что он мягкий. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой? (Звонкий).
- А какой с ним в паре глухой звук? (Д’ – Т’).
- Правильно! Второй согласный звук? (В). Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать? (Он тоже звонкий. В – Ф).
- И третий согласны звук? (Н). Он твердый, и? (Звонкий).
- А есть ли для него парный глухой звук?
Дети пытаются подобрать в пару глухой звук, но не находят.
- Ну что, получилось у нас найти пару? (Нет).
- Это потому что звук Н только звонкий, и у него нет парного глухого звука.
- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове? (Все согласные звонкие.)
3. Физминутка.
- А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку:
Под весенние напевы,
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись.
Вправо, влево головою!
Руки верх. Перед собою.
Топни правою ногой.
Вправо шаг. На месте стой.
4. Игра с заданиями.
Дети остаются стоять. Воспитатель раскрывает зонтик и говорит, что сейчас начнется дождик. Но под зонтик все вместе мы не поместимся. И зовет сначала тех ребят, в имени которых есть второй звук из слова диван. Дети «прослушивают» свои имена и бегут под зонтик. И так можно «пригласить» детей по другим звукам. Или, например, кроме имен самих детей можно «приглашать» по именам мам и пап.
5. Задание «Подбери пару»
Детям предлагается подобрать пару сначала по твёрдости – мягкости, а затем по звонкости – глухости.
6. Подведение итогов.
В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги, проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими. Воспитатель спрашивает, что нового они сегодня узнали? С каким звуком познакомились? (Звук Н – только звонкий).