Лучший педагог года

Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы

Юлия Сорокина
Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы
▼ Скачать +Заказ

Программное содержание:

- Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- Закреплять знания о словоразличительной роли звука;

- Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать «пары» звуков (гласные-согласные, звонкие-глухие).

- Продолжить учить называть слова с заданным звуком.

- Закреплять умение ставить ударение на нужный гласный звук.

Демонстрационный материал:

Картина-схема слова диван; красные, синие, зеленые фишки; зонтик.

Публикация «Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы» размещена в разделах

Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые фишки; красные карандаши.

Ход занятия

1. Игра «Назови слова»:

- Доброе утро ребята. Скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна). Какой месяц? (Март). И день недели? (Среда).

- Молодцы! Итак, ВЕСНА, МАРТ И СРЕДА.

- Назовите первый звук в слое весна (В’).

- В слове март? (М).

- И среда (С).

- Назовите мне имена, начинающиеся со звука В’ или В. (Ваня, Варя, Витя… Дети называют имена и проговаривают с твердого или мягкого звука они начинаются).

- А теперь, транспорт, название которого начинается со звука С (самолет, самокат, самосвал).

- И, наконец, овощи или фрукты, в названии которых звук М стоит в начале (морковь манго мандарин… .)

2. Звуковой анализ слова диван.

- Посмотрите на доску, что там изображено? (Это диван).

- Верно, а сколько звуков в слове диван? (Пять).

К доске приглашаются пятеро учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Сколько звуков в слове диван? Сколько гласных звуков? Напоминает ребятам правило-помогалочку: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

- В слове диван два гласных звука, назовите первый? (И) Второй? (А).

- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже… (Два). Давайте проверим, действительно ли слогов два.

Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове диван два слога.

- Назовите мне первый слог? (ДИ). Второй? (ВАН).

- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.

Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук А, значит он – ударный, а первый гласный звук – И –безударный.

Затем дети вместе с воспитателем определяют, какие по звонкости-глухости согласные звуки в слове диван.

- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук? (Д’). Мы уже определили, что он мягкий. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой? (Звонкий).

- А какой с ним в паре глухой звук? (Д’ – Т’).

- Правильно! Второй согласный звук? (В). Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать? (Он тоже звонкий. В – Ф).

- И третий согласны звук? (Н). Он твердый, и? (Звонкий).

- А есть ли для него парный глухой звук?

Дети пытаются подобрать в пару глухой звук, но не находят.

- Ну что, получилось у нас найти пару? (Нет).

- Это потому что звук Н только звонкий, и у него нет парного глухого звука.

- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове? (Все согласные звонкие.)

3. Физминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку:

Под весенние напевы,

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись.

Вправо, влево головою!

Руки верх. Перед собою.

Топни правою ногой.

Вправо шаг. На месте стой.

4. Игра с заданиями.

Дети остаются стоять. Воспитатель раскрывает зонтик и говорит, что сейчас начнется дождик. Но под зонтик все вместе мы не поместимся. И зовет сначала тех ребят, в имени которых есть второй звук из слова диван. Дети «прослушивают» свои имена и бегут под зонтик. И так можно «пригласить» детей по другим звукам. Или, например, кроме имен самих детей можно «приглашать» по именам мам и пап.

5. Задание «Подбери пару»

Детям предлагается подобрать пару сначала по твёрдости – мягкости, а затем по звонкости – глухости.

6. Подведение итогов.

В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги, проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими. Воспитатель спрашивает, что нового они сегодня узнали? С каким звуком познакомились? (Звук Н – только звонкий).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка беседы по электробезопасности с детьми старшей группы Конспект по электробезопасности. Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда» Цели : 1. Закрепить правила безопасного.

Методическая разработка музыкального занятия для слабослышащих детей старшей группы «Марш, вальс, полька» Пояснительная записка. Музыкальное занятие предназначено для слабослышащих детей старшей группы (возраст 5 лет) коррекционных образовательных.

Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: • изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: • Учить анализировать звук • Дать понятие «шипящий» звук • Учить определять место звука.

Методическая разработка логопедического занятия для детей старшей группы «Загадочный цветик-семицветик. Звук [Л]» .

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки» Введение В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной.

Методическая разработка по обучению грамоте старших дошкольников Многие взрослые- педагоги, родители, учителя задумываются над вопросом: нужно ли учить ребенка читать и писать перед его поступлением в.

Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение «Алфавит» и презентация Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение "Алфавит"+презентация. Пояснительная записка Автор: Волченкова Ольга Александровна.

Методическая разработка занятия по обучению действиям при пожаре детей 4–5 лет с использованием лего-конструированияМетодическая разработка занятия по обучению действиям при пожаре детей 4–5 лет с использованием лего-конструирования Цель игровой ситуации Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содействовать развитию у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка описания движений для старшей группы «Зимний вальс» Зимний вальс. (Для старшей группы) Вступление: Девочки и мальчики стоят напротив друг друга 1. Как узор на окне Сново прошлое рядом..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы
Опубликовано: 16 марта 2018 в 13:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-методическая разработка по обучению грамоте дошкольников старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД