Оксана Кравченко
Методическая разработка по обучению грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Многие взрослые- педагоги, родители, учителя задумываются над вопросом: нужно ли учить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?
В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что дошкольники наиболее восприимчивы к звуковой стороне речи. Мы понимаем, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Когда моя дочь пошла в школу я четко осознала необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают и высказывания других родителей, дети которых пошли в школу. У детей происходит формирование фонематического слуха, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
Публикация «Методическая разработка по обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Занятия (Приложение 1) проводимые в подготовительной группе строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В. А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры (Приложение 2). В своей работе я часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые так нравятся детям.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей. (Приложение 3)
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда помню, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи (Приложение 4, графики готовности детей)
Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность. Главные условия разумного воспитания - чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия ко мне.
Работая в данном направлении можно решать следующие задачи:
- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться к школе;
- накопить определённый багаж знаний, умений и навыков у детей, которые послужат базой для последующего школьного обучения;
- подготовить дошкольников к чтению и письму;
- сформировать у детей качества, необходимые для обучения в школе;
- развить фонематический слух и фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Эти задачи можно реализовать, если:
- сделать процесс обучения интересным и доступным;
- создать условия для обогащения зрительных образов;
- показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
На первом этапе мы знакомимся с образом буквы, её особенностями, запоминаем её, сравниваем ее с другими буквами, произносим обращая внимание на артикуляцию, сравниваем на что буква похожа, находим её в тексте (Приложение 5).
Например.
- Дети, сегодня мы будем знакомиться с первой буквой алфавита — буквой А.
Кто мне скажет, на что она похожа?
Может кто-нибудь придумает интересную историю о том, как получилась буква А?
Давайте попробуем её изобразить с помощью счетных палочек.
А давайте поиграем в прятки, поищем букву в тексте, а заодно и посчитаем, сколько их спряталось.
Уважаемые коллеги, важно обязательно сразу знакомить детей со звуком этой буквы.
- Дети, оказывается букву А можно услышать и произнести. Вот смотрите, я открыла рот и говорю эту букву, произношу ее, а она звучит. Попробуйте и вы. Называется этот звук — А, и пишется он вот так.
Воздух выходит изо рта свободно, легко, ничто ему не мешает. Этот звук состоит из голоса, поэтому он гласный.
Уважаемые коллеги, таким образом, я даю понятие гласного звука.
-Дети, давайте его обозначим красным кружочком, и все гласные звуки, мы будем так обозначать.
А теперь поиграем, придумайте слово такое, где слышен звук А (в начале, в середине, в конце). Я читаю вам предложение, а вы хлопаете, когда слышите звук А и т. д.
Мы и поем на таких занятиях: тихо и громко, весело и грустно, коротко и протяжно.
После этого мы приступаем к знакомству с согласными звуками.
Например с буквой М. (выставляю на доску).
- На что эта буква похожа? Давайте её тоже построим. Посчитайте, сколько палочек понадобится, чтобы построить ее?
Ребята, буква М тоже имеет звук. А кто из вас самый внимательный, тот и скажет мне, в чем особенность произношения этого звука? Давайте произнесем его вместе. Он поётся? Вам легко его произносить? Что мешает? Дети, значит он не гласный. Слушайте меня внимательно: воздух при произношении этого звука встречает препятствие — губы. Этот звук согласный. Давайте обозначим его зелёным квадратиком. А хотите узнать, почему его называют согласным? Потому что он живет в согласии с гласными и образует слоги, когда встанет рядышком.
По аналогии, дорогие мои коллеги, мы знакомимся с остальными согласными звуками. (Приложение 5)
При введении первых согласных, дети начинают читать слоги, из знакомых букв односоставные слова. Мы строим мостики из волшебных ниточек, которыми связываем два звука.
Например, на доске выставляю две буквы — М и А, соединяю их волшебной ниточкой. Ребята, посмотрите, как получаются слоги. Для этого сначала начинаем произносить первый звук. Тянем его до тех пор, пока я веду указкой по ниточке. Как только мы подошли к другой букве, не прерывая песенку этой, начинаем петь второй звук. Давайте попробуем. А теперь можно поменять местами буквы.
Молодцы, ребята! Вот мы с вами и совершили первые шаги к чтению.
Конечно, в процессе используются игры: «Буквы рассыпались», «Соедини ниточкой похожие предметы», «Напиши, кто как кричит», «Буква спряталась» и т. д. Дети могут поиграть с алфавитной азбукой, собирают из частей букву, собирают пазлы — алфавит, играют с магнитной азбукой, инсценируют сказки, разгадывают загадки про буквы, описывают их, изображают. (Приложение 7).
Результатом проделанной мною работы стало исследование специалистами центра ЦПМС на готовность к обучению детей в школе- в 2016-2017 году стало 100%. В том числе знание букв 100 % детей, умение читать и складывать слоги 40%.