Юлия Ильина
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на конференцию был написан совместно с коллегой Нечаевой Ксенией Андреевной.
Свое выступление хотелось начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского:
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
3 слайд
Публикация «Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Тема нашего выступлении, как вы, наверное, уже догадались, пойдет о трудовом воспитании и звучит она: «Труд в природе, как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста».
4 слайд
К. Д. Ушинский отводил большое внимание трудовому воспитанию дошкольников. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» раскрывает значение свободного физического труда для развития личности и поддержания в ней чувства собственного достоинства. Ушинский считал неправильным отношение родителей к своим детям, когда они пытались освободить их от трудовых обязанностей, считая, что они собственноручно разрушают счастье своих детей. К великому сожалению, такую картину мы наблюдаем повсеместно: большинство детей, переступая порог школы, не владеют элементарными трудовыми навыками.
5 слайд
Труд в жизни детей имеет большое образовательное и воспитательное значение. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно с дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования под термином «трудовое воспитание» принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремления обучаться труду.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых.
6 слайд
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи трудового воспитания :
1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.
7 слайд
ФГОС дошкольного образования предполагает следующие виды труда : самообслуживание; хозяйственный труд; ручной труд и труд в природе. По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.
В связи с этим мы бы хотели поделиться опытом работы на примере нашего образовательного учреждения и рассказать о теоретической части и значении труда в природе для детей дошкольного возраста.
8 слайд
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и их сезонных изменениях.
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться при создании предметно - развивающей среды, обеспечивающей возможность организовывать различные виды трудовой деятельности.
В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду.
9 слайд
На территории имеется мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
10 слайд
Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте приобретать практические навыки ухода за растениями. А также развивает такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.
11 слайд
Для проведения совместных со взрослым исследований рядом с мини-огородом мы организовали «Мини-лабораторию под открытым небом»,
12 слайд
оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами для опытно-поисковой работы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Имеется выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
13 слайд
По всей территории детского сада разбиты цветники, которые предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ, а также для наблюдения за садовыми растениями (однолетними, многолетними) с разными этапами цветения.
14 слайд
Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создана клумба «непрерывного цветения».
15 слайд
Метеостанция. Объект с размещенным на ней специальном оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
16 слайд
Птичья столовая помогает воспитанникам расширить представления о птицах нашего края, их образе жизни, воспитывает доброжелательное заботливое отношение к птицам.
Непосредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. В нашем саду созданы все условия для повседневного общения детей с природой в любое время года.
17 слайд
Во всех группах созданы «Центры природы», которые наполнены всем необходимым материалом в зависимости от возраста детей и от требований ООП. Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков.
18слайд
Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы, где дошкольники ухаживают за комнатными растениями.
19 слайд
В зимне-весенний период, мы с ребятами занимаемся посадкой семян овощей и цветов на рассаду, подобные занятия помогают детям понять, что, семена и растения, которые в дальнейшем из них вырастают – это живой и хрупкий организм, которому нужна забота, тепло и особый уход.
20 слайд
Ребята рассматривают и сравнивают между собой семена растений, учатся определять семена по внешнему виду, поливают их, поворачивают ёмкость с посадками к солнышку, делают зарисовки. Данное занятие помогает детям проявить свою познавательную активность и любознательность, формирует экологическое восприятие природы.
21 слайд Весной начинается работа на огороде, мальчики копают грядки и рыхлят почву, девочки сажают семена, совместно с педагогами высаживают рассаду.
В течение всего лета ребята ухаживают за огородом: поливают, рыхлят, пропалывают.
22 слайд А осенью с радостью собирают урожай выращенный своими руками, а также собираем семена и убираем засохшие растения. Чтобы собранный урожай даром не пропал, относим его на кухню для приготовления обеда. Систематический труд на огороде и в цветнике повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
23слайд Младшие и средние дошкольники приобщаются к данному виду активности через наблюдение за взрослыми и старшими ребятами и уже стараются оказывать посильную помощь.
24 слайд Во время прогулок, в зависимости от времени года, мы убираем на участке сухие веточки, камушки, особенно детям интересна уборка во время листопада. 25 слайд Зимой укрываем корни деревьев и кустарников снегом, чистим дорожки.
26 слайд В зимний период особое значение предаем организации подкормки птиц, для этого на территории детского сада у нас оборудована «Птичья столовая». Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями.
27 слайд Совместно с родителями и детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки, зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки;
28 слайд подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями.
29слайд
Ежегодно с детьми организовываем и принимаем участие в акциях «Покормите птиц зимой»,
30 слайд «Цветущий участок»,
31 слайд «Посади дерево».
Эффективной формой работы являются экологические праздники и развлечения 32 слайд «День Земли»,
33 слайд «Синичкин день»,
34 слайд «День русской березы»,
35 слайд «День дикой природы»,
36 слайд «Международный день птиц».
Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры.
37 слайд
Также ежегодно в нашем детском саду организовываются детско-взрослые выставки поделок из природного и бросового материала.
38 слайд Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне.
39 слайд
Правильный труд привлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, приобрести уверенность в собственных силах, мы заметили, что в процессе труда самые непоседливые дети становились целеустремленными и активными. Все это способствует тому, что правильно организованная трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на социально – нравственное воспитание ребенка, способствует возникновению доверительных отношений между родителями, воспитателями, детьми.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
40 слайд Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
41 слайд
Закончить свое выступление нам хочется словами К. Д. Ушинского: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»