Елена Якоби
Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребёнка с самого начала опосредованы языком.
Ребёнок с отставанием в развитии нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребёнку с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Публикация «Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка» размещена в разделах
Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребёнком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребёнка потребности в общении.
А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремиться криком привлечь её внимание, наконец ему удаётся произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» - и мать тут же берёт его на руки.
Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребёнок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом.
Как только ребёнок произнёс нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.
Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребёнка. С шести месяцев ребёнка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т. е. постепенно развивать ситуативное понимание обращённой к нему речи.
Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребёнка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.
В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребёнка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребёнка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.
Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной прежде всего на развитие моторики речи, коммуникативного поведения.
На отношение родителей к речевому дефекту ребёнка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещённость в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребёнка, компетентность родителей в вопросах воспитания ребёнка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т. д.
Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребёнка к своей речи, так как родитель является авторитетом.
Лечение ребёнка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления.
При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными и мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребёнком считается основным методом психотерапии.