Полина Чередниченко
Тьюторское сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тьюторское сопровождение представляет собой педагогическую деятельность, фокусирующуюся на индивидуализации учебного процесса. Его цель заключается в выявлении и развитии мотивации и интересов учащегося, а также в поиске разнообразных образовательных ресурсов для разработки персонализированной образовательной программы.
Цель деятельности тьютора :
- успешная интеграция ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду общеобразовательного учреждения;
- помощь ребенку в адаптации к условиям учебного заведения, развитие его успешности в образовательных и коммуникативных процессах.
Задачи:
Публикация «Тьюторское сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
- создание условий, способствующих успешному обучению и социализации ребенка;
- полное раскрытие его потенциала.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) представляют собой разнообразную и неоднородную категорию, главной отличительной чертой которой является задержка в развитии и недостаточность или потеря моторных функций. У них могут наблюдаться различные нарушения зрения, проблемы с речью, а также двигательные расстройства, которые проявляются в ухудшении координации, ограниченной или частично нарушенной способности к восприятию пространства. Кроме того, у таких детей может быть дисгармония в отдельных психических функциях и сужение мыслительных процессов.
Как специалист, который сопровождает процесс обучения, тьютор в первую очередь помогает развивать личные умения и навыки своего подопечного. Это включает в себя осознание собственного «Я», мотивацию к обучению и исследованию, а также выработку ценностно-смысловых установок.
Тьютор способствует освоению универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных, необходимых для формирования ключевых социальных навыков, которые лежат в основе способности учиться. Кроме того, тьютор поддерживает ребенка в получении и закреплении нового опыта, связанным с приобретением знаний и применением.
Для достижения данной цели осуществляется систематизация и адаптация образовательной среды дошкольника, объём учебной нагрузки, выбор учебных материалов и специализированных технических средств, а также пособий, принимая во внимание зону ближайшего развития, имеющиеся внутренние ресурсы, а также потенциальные возможности для адаптации и социализации.
Основное внимание уделяется созданию условий, которые способствуют эффективному обучению, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребёнка.
Правильный подбор учебного материала и технических средств поддерживает процесс обучения на оптимальном уровне, что помогает дошкольнику развивать свои навыки и взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, всё это направлено на то, чтобы обеспечить максимальную поддержку учащемуся, способствуя его развитию и социализации в обществе, посредством грамотной организации учебного процесса, учитывающей его уникальные способности и уровень подготовки.
Адаптационный период представляет собой процесс, в котором учащийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата осваивает новую обстановку. Одновременно среда адаптируется, чтобы соответствовать потребностям ребенка. Важным элементом этого процесса является работа тьютора, который внимательно следит за подопечным, укрепляет их взаимосвязь и уточняет цели своей деятельности. На данной стадии осуществляется индивидуальная работа с ребенком, направленная на развитие внутренней мотивации к обучению.
Тьютор помогает группе специалистов в плавном интегрировании ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс, а также в формировании условий, способствующих развитию его когнитивных способностей, удовлетворению индивидуальных психологических и возрастных потребностей.
Ключевым достижением деятельности тьютора в команде специалистов психолого-педагогического профиля образовательного учреждения является интеграция ребенка НОДА в группу сверстников в процессе различных видов деятельности. Это создает безграничные возможности для его социальной адаптации и самореализации.