Ираида Факиро
Творчество как ресурс интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСТВО КАК РЕСУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Дошкольный возраст – важнейший этап развития личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально – практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к индентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п.
Публикация «Творчество как ресурс интеллектуального развития» размещена в разделах
Именно поэтому творчество в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря искусству, красоте окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружающего, а значит происходит и интеллектуальное развитие.
Воспитание ребенка - сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество. В частности Т. С. Комарова отмечает, что усиление внимания к формированию творческих способностей у детей – основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.
Все отечественные педагоги отмечают, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество детей активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения; формируют способность к самообучению, саморазвитию.
И наоборот, активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким.
Для определения понятия «детское творчество» воспользуемся концепцией Т. С. Комаровой, которая раскрывается в ее книге «Дети в мире творчества». Автор рассматривает творчество дошкольника как создание им субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придумывание к уже известному предмету новых деталей, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы, придумывание различных вариантов. Творчество, по ее мнению – это и сам процесс создание образов сказки, игры-драматизации, в рисовании и т. п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной, игровой или музыкальной задачи.
Таким образом, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ним окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, глина, движение, стихотворение и пр.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не вжился в материал, то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении проблемы.
Таким путем закладывается основа роста, развития интеллектуальных способностей и творчество становится внутренним ресурсом на протяжении всей жизни человека.
Для того чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимо выполнение некоторых условий. Прежде всего, это связь обучения с жизнью. Дошкольника может заинтересовать, прежде всего, то, что связано с его непосредственным опытом, непосредственным окружением. Для него важно, чтобы новые знания и умения можно было применить в дальнейшем. Более того, в связи с тем, что восприятие дошкольника является чувственным: для него важно потрогать, увидеть «прочувствовать», познаваемые предметы и явления, обучение, познание мира должно носить наглядный характер. В понятие о наглядности, прежде всего, должно входить активное отношение ребенка к окружающему и интерес, который основан на возможности применять свои творческие силы. Третье условие, которое необходимо – предоставление свободы ребенку, отсутствие излишней опеки. Педагог не должен ставить свое стремление к безошибочным действиям ребенка выше его собственного развития творчества. И, наконец, ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий выбор средств для воплощения своего замысла в творческой деятельности, а также выбор приемов достижения поставленной цели, чему, безусловно, необходимо его обучать.