Лариса Николаевна Золотухина
Доклад на МО «Проблемы интеллектуального развития детей, поступающих в СРЦ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема интеллектуального развития детей, воспитывающихся в социально-реабилитационном центре, является очень актуальной. Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития".
Темочки:
Интеллектуальную сферу детей, поступающих в социально-реабилитационный центр, характеризует, прежде всего: отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью; отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психические реакции (избегание, протесты, ложь, неподчинение); познавательный интерес не выражен; мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован; положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны; произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из под палки»; относительная бедность представлений и понятий. Мышление, опирающееся у ребенка в основном на чувственный опыт, кажется вялым, недостаточно интенсивным и мобильным. Часто результативность интеллектуальной деятельности снижена именно по этой причине.
Наблюдения и диагностика свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако занятия с детьми выявляют повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников является влияние среды, педагогическая запущенность. И одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с родителями.
Решение проблем интеллектуального развития в своей деятельности я осуществляю через практические и тематические занятия, через коллективные творческие дела, подготовку к открытым мероприятиям и занятиям, через индивидуальную работу с детьми, при выполнении домашних заданий. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований воспитанников, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют интеллектуальному развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность подростка.
На занятиях обсуждаем вопросы о роли знаний и образования в жизни человека. Для повышения учебной мотивации использую следующие формы работы: тематические викторины, занятия-дискуссии, игры-путешествия, разгадывание кроссвордов, решение логических задач и др. Воспитанникам прививаю мысль, что учёба – их главный труд.
Формирование интеллектуальных способностей и познавательной активности является основополагающим фактором в умственном развитии. Для развития познавательного интереса включаю в свои занятия упражнения, при выполнении которых у детей возникают вопросы, требующие объяснения. Подбираю задачи и упражнения, вызывающие желание самостоятельно добиваться решения. Организую поиск ответов или решения через ряд преодолимых трудностей, приводящих к положительному результату. Применяю упражнения на коррекцию восприятия, разнообразных видов памяти, мышления, его форм и основных операций, на улучшение качества внимания и увеличение его объема. Занятия-тренинги и практикумы создают у подростков средствами групповой практической деятельности различные аспекты позитивного и коммуникативного опыта, опыта общения. Они состоят из трех блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия (обратная связь). Обратной связи уделяю особое внимание, т. к. для меня очень важна информация, которая поступает от воспитанников. Подводя итоги занятия задаю вопросы обобщающего характера по данной теме. Дети дают оценку работы на занятии. Управление воспитательным процессом строю главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в моем распоряжении, тем эффективнее воспитательное воздействие. Стараюсь проводить занятия в доброжелательной обстановке, обязательно создаю ситуацию успеха: положительное подкрепление при выполнении заданий, уважительный и демократичный стиль общения на занятиях. Отмечаю даже самые маленькие успехи подростка. Включаю упражнения не только для коллективного выполнения, но и индивидуальные (работа по карточкам, работаем в парах. Для каждого занятия готовлю дидактический или наглядный материал.
Наиболее эффективными средствами реализации, поставленных в программе задач, считаю игры. Они не только развивают познавательную активность и познавательные способности подростков, расширяют их кругозор в различных областях знаний, но и способствуют определению общей эрудиции и проверке знаний, получаемых при изучении школьной программы. С помощью игр снимается напряжение, поддерживается доброжелательная атмосфера в группе, корректируются взаимоотношения в коллективе. По программе мною разработаны и собраны в папки игры: интеллектуально-познавательные, деловые, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, конкурсно-игровые программы. Программа содержит игры, охватывающие тематику по разным предметам школьной программы. Часто использую такую форму работы, как диалог «педагог-воспитанник». Результатом такого диалога является установление доверительного контакта с подростком. Последовательность диалога складывается из накопления согласий, поиска интересов, приятия особенных (индивидуальных) качеств, выявления «опасных» качеств, совместного анализа и выбора действий. А также, я применяю занятия-тренинги, включающие тренировочные упражнения, которые являются эффективным видом деятельности для развития интеллектуальных способностей.
При выборе форм воспитательной работы учитываю следующие факторы: 1) цель воспитания; 2) содержание и направленность воспитательных задач; 3) возраст воспитанников, уровень их развития и личного социального опыта; 4) особенности детского коллектива.
Чтобы проследить за результатами и добиться успеха, необходимо провести с детьми по изучаемой теме ряд занятий. Начиная тему я провожу диагностику с целью определения уровня интеллектуальных способностей. По окончании занятий по данной теме провожу повторную диагностику, с целью наблюдения динамики в развитии детей. Занятия дают положительный результат. По каждому разделу программы было проведено диагностирование. У 60% поступающих воспитанников низкий уровень развития интеллектуальных способностей, у 30% - средний уровень и только у 10% подростков интеллектуальные способности на уровне. В результате реабилитационной работы по программе у 50% ребят интеллектуальный уровень повысился до средних и высоких результатов. Прослеживая изменения в результатах диагностики индивидуального развития воспитанников, отчётливо видно улучшение уровня интеллектуальных способностей.