МААМ-картинки

Творчество и инновации в деятельности современного воспитателя

Светлана Коцарева
Творчество и инновации в деятельности современного воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Есть такая профессия – воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелёгкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, всё открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть, именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идёт вперёд.

Публикация «Творчество и инновации в деятельности современного воспитателя» размещена в разделах

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, всё уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.

Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребёнка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьёй и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребёнка.

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли детский сад в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития : устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Исследования учёных (В. А. Канн-Калика, Н. Д. Никандрова и др.) подчёркивают именно этот тезис. Педагог разбивает педагогическую проблему на задачи и принимает решение в отношении выбора способов их решения. На принятие его решения влияют:

- знания педагога о природе педагогической действительности;

- знания педагогических теорий и концепций, а также способов решения педагогических задач;

- знания психологии человека, его психических особенностей и путей их развития;

- педагогический опыт;

- установки и позиции педагога;

- педагогическая интуиция.

Вероятно, существует взаимосвязь профессиональной компетентности и творчества в деятельности педагога. И чем выше компетентность, тем ярче проявление творчества. Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний, так и субъективное (новое для индивида– субъекта деятельности). Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей педагогической задачи известными способами.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность, деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной («хочу», теоретической («могу», технологической («делаю») и результативной («получаю») готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Сегодня очень мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения и воспитания. Но уже любое занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, нестандартно и в определённой мере является результатом творчества.

Создание новой системы из известных элементов, например системы индивидуально-дифференцированной работы с детьми на занятии, - уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Так, например, любое занятие включает в себя не только устоявшуюся, сложившуюся или новую структуру его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы. Именно данный момент в своей педагогической деятельности очень эффективно использовал Ш. А. Амонашвили (мини-уроки).

Проявление индивидуальности каждого участника занятия – это не всегда спланированный ход взаимодействия педагога с детьми, что серьёзно влияет на проведение занятия. Именно поэтому выделяют два вида результатов педагогической деятельности : 1) то новое, что связано с организацией педагогического процесса, его внешней формой, технологией, методикой (в том числе нетрадиционные формы работы); 2)другой (очень значимый аспект) предполагает психологические продукты деятельности (психологические новообразования личности).

Если следовать точке зрения Э. Фромма о том, что «каждый человек неповторим и уникален», то с позиции психологического результата «педагогическая деятельность является непременно творческой» (А. А. Реан).

Творческая деятельность педагога характеризуется объективной новизной решения педагогических проблем. Это высшее проявление индивидуальности воспитателя, его опыта, дарований, способностей, воображения интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства.

Список литературы

1. Закон «Об образовании»

2. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

4. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2013.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Пасхальное творчество. Работы воспитателя совместно с родителями»Фотоотчет «Пасхальное творчество. Работы воспитателя совместно с родителями» Великая Пасха – это один из самых почитаемых в христианском мире праздников. К этому дню пробуждается природа… Солнечный свет, колокольный.

Конспект мастер-класса «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка» Конспект мастер - класса: «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка». Цель: расширение знаний у детей и родителей о кукле,.

Монопроект «Инновации системы оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия» При реализации монопроекта «Инновации системы оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия» мы (учителя.

Самоанализ деятельности воспитателя Муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26. Самоанализ Иризовой Ф. Х. Содержание I. Визитная.

Пальчиковые куклы-ходилки. Совместное творчество воспитателя и детейПальчиковые куклы-ходилки. Совместное творчество воспитателя и детей Недавно в нашем театральном уголке появились новые жители-пальчиковые куклы-ходилки. Этих кукол я мастерила вместе со своими воспитанниками.

Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании»Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Всем доброго времени суток! Сегодня, хочу рассказать о важном для меня и моих коллег мероприятии. Совсем недавно, 1 марта в Нижнем Новгороде,.

Самоанализ деятельности воспитателя Уважаемые коллеги, разрешите представить вам мой самоанализ, который я использовала на аттестации. В системе дошкольного образования работаю.

Традиции и инновации в ДОУ. Внедрение регионального компонента в Краснодарском крае Инновационная деятельность, став неотъемлемой частью процесса дошколь-ного образования, базируется на традиционных, устоявшихся и значимых.

Презентация «Традиции и инновации в методике развития речи детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Эссе воспитателя первой младшей группы «Взгляд современного педагога» Подала заявку на участие во Всероссийском конкурсе «Взгляд современного педагога» Свою работу-эссе хочу начать с фразы: «Нет случайных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творчество и инновации в деятельности современного воспитателя
Опубликовано: 16 октября 2018 в 12:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творчество и инновации в деятельности современного воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коцарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД