Иризова Фатима
Самоанализ деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26. Самоанализ Иризовой Ф. Х.
Содержание
I. Визитная карточка
II. Профессиональная компетентность
III. Здоровье - сберегающие технологии.
IV. Предметно – развивающая среда
V. Взаимодействие с родителями
VI. Самообразования
VII. Информационно-коммуникативные технологии
Публикация «Самоанализ деятельности воспитателя» размещена в разделах
Я, Иризова Фатима Хашаова, воспитатель Муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26, мой педагогический стаж составляет 15лет.
Образование высшее, окончила Кабардино-Балкарский Государственный университет в 2004г. по специальности «математика».
Прошла профессиональную переподготовку в институте повышение квалификации и получила в 2015 году диплом, предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Дошкольного образование».
Награждена Сертификатом за участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года - 2009».
Моё педагогическое кредо:
«…Жить — вот ремесло, которому я хочу учить ребенка. Выходя из моих рук… он будет, прежде всего, человеком»
(Ж. Ж. Руссо).
Кредо означает «верю», именно в эти слова я верю. Педагогу надо помочь ребенку раскрыть себя, показать все свои возможности.
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Воспитатель – удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее. Наверное, именно поэтому я – воспитатель!
II. Профессиональная компетентность.
Я работаю по программе «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольника видов деятельности : игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.
Целю программы является - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно – эстетическое.
Еще особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций.
В своей профессиональной деятельности я обязана учитывать образовательные потребности детей разных возрастных групп дошкольного возраста. Выбор средств развития, воспитания и подачи информации обусловлен уровнем развития детей. Главное – не нарушать принципы подачи информации, такие как:
• Принцип доступности изучаемого материала
• Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуальное творчество
• Принцип одобрения и принятия
• Проблемно - ситуативный характер заданий
• Вариативно - дифференцированное содержание заданий
• Эмоционально – насыщенная тематика заданий
• Привлекательность, занимательность, образность содержания образовательной деятельности
• Коммуникативный характер, раскрепощённая атмосфера доброжелательности
Цель моей профессиональной деятельности – формирование гармонически развитой личности, развитие потребности в активном образе жизни, реализация физического потенциала каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей.
Задачи:
• Обеспечить возможности ребенку радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
• Создавать предметно – развивающую среду, способствующей всестороннему развитию личности дошкольника;
• Обнаружить, выявить и постараться раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
• Взаимодействие с семьёй в всестороннем развитии личности детей.
Каждое утро, приходя на работу, я вижу радость детей при встрече со мной. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я люблю детей таких, какие они есть, стараюсь воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Всегда нужно верить возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. Я учу детей доброте, заботе о ближних, проявлением уважения к другим людям. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни.
Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода. С начало я изучаю, анализирую различные качества личности и их проявление у детей, т. е. способности.
Например, чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора; быстрота двигательных реакций, во время физических занятий; тонкость цветоразличения – во время занятий по рисованию. Выделяю наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяю стратегию своего взаимодействия, включая разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые, индивидуальные, тематические, праздники, развлечение, дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, выставки рисунков и поделок.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками.
Для понимания эмоционального состояние других, проявления заботы и внимания к близким, проигрываю с детьми ситуации «Узнай настроение», «Не надо грустить», предлагаю ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого можно выявить насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В нашей группе преобладает доверительный стиль общения.
III. Здоровье - сберегающие технологии.
В своей педагогической работе первостепенное внимание уделяю охране жизни и укрепления здоровья детей. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым.
В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни и желание к саморазвитию и самосохранению.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю в сотрудничестве с медицинской сестрой. Для этого в группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей:
-соблюдение режима;
-приём детей на свежем воздухе (в тёплый период);
-утренняя гимнастика;
-физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастики для глаз;
-подвижные игры на свежем воздухе;
-индивидуальная работа с детьми.
Так же провожу целевые прогулки по территории детского сада. Это позволяет повысить физические качества детей и укрепить его физическое состояние.
Особенно важна совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Нужно каждый раз напоминать родителям, что важным элементом семейного воспитания является и физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей. Но именно семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, при дальнейшем поиске эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников мы должны предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. И надо всегда помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе.
IV. Предметно – развивающей среда
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые, скорее стать старше. Я считаю, нужно развивать эту тягу, дать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях. Для этого нужно создать благоприятные условия, направленные на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.
Правильно подобранная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков в нашей группе меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития могут быть:
• уголок для ролевых игр;
Весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное.
• книжный уголок;
Книги подобраны по возрасту и по текущей теме, портреты писателей и поэтов, сюжетные картинки, мнемотаблицы.
• зона строительных и конструктивных игр;
Уголки строительных и конструктивных игр оснащены разнообразными видами конструкторов типа "Лего", пластмассовыми и деревянными кубиками, строительным материалом. Материал доступен для детей, разнообразен и соответствует возрасту воспитанников.
• математический уголок;
Оснащен математическими пособиями, играми, тематический подобранным материалам.
• уголок природы (наблюдений за природой);
Календарь природы, картотека прогулок, опытов, настольно –печатные игры по экологии.
• спортивный уголок;
Содержит инвентарь и оборудование для физической активности детей
Детский сад, а конкретно группа, должны предоставить детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
V. Взаимодействие с родителями
Работу воспитателя невозможно представить без взаимодействия с родителями. Воспитателю, нужно создавать единое пространства, в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, благополучно. В. А. Сухомлинский говорил: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установление с ними доверительных отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
В начале каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями. И так, каковы основные формы сотрудничества с семьей?
Это индивидуальные, групповые консультации, беседы с родителями, выставки совместного творчества детей и родителей, родительские собрания.
Результатом сотрудничество с родителями входе совместной деятельности стало :
• Диплом за третье место получил Дауров Инал во Всероссийском конкурсе декоративного-прикладного творчества и изобразительного искусства, по теме «Осенний вернисаж»
• Диплом за участие в конкурсе получил Маргушев Ахмед во Всероссийском конкурсе декоративного-прикладного творчества и изобразительного искусства, по теме «Путешествие во круг света».
• Внутри садовские конкурсы «Новогодняя игрушка», «Наши папы»
• Участие в городском конкурсе рисунков по Пожарной безопасности.
VI. Самообразования.
Уровень мастерства растёт незаметно. Секрет в постоянном поиске, развитии. Дети не дают стоять на месте. Чтобы продуктивно трудиться, я неустанно работаю над своим самообразованием. Тема самообразования — это «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Цели:
• Рассмотреть и изучить, как можно больше методов для развития речи детей.
• Научить детей свободнее пользоваться русским языком.
• Развивать умение ясно формировать свои мысли.
Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.
Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Для развития мелкой моторики рук применяю— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Стараюсь использовать пальчиковую гимнастику на занятиях. Очень важным для развития мелкой моторики является лепка пластилина и теста. В процессе этой деятельности развивается сила кисти и пальцев.
Также в своей работе применяю рисование по трафарету; рисование по фигурным линейкам, штриховка, рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе.
Овладение речи это сложный, многосторонний психический процесс.
И я использую следующие методы развития речи:
1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, заучивание наизусть стихотворений, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
В своей группе я много времени уделяю сказкам, которые я люблю не читать, а рассказывать. Я считаю, что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Дети особенно любят слушать сказку, когда они ложатся спать.
Так же я люблю детям говорить пословицы и поговорки, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучение, заключенные в них, легко запоминаются.
Дети собираются на прогулку. Напоминаю «Семеро одного не ждут», или замечаю, что кто-то оделся не аккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». Выполняя трудовую деятельность говорю : «Глаза боятся, а руки делают» - это очень нравятся детям и постоянно повторяют за мной.
А сейчас я хочу показать вам «Речевые кубы», которые я используем в своей работе. Обычно работа с ними ведё тся:
на индивидуальных занятиях;
на занятиях при развитии речи;
индивидуально вне занятий;
в самостоятельной деятельности детей;
Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал. Играя, дошкольник подбрасывает куб и выполняет то задание, которое выпало на грань куба. Данное пособие можно использовать с детьми от трёх до семи лет.
Первый куб «Язычок и его домик». На гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинке подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, что педагог читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти и т. д.
Куб «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей:
Автоматизация изолированного звука;
Выработка длительной воздушной стрелы;
Формирование звуковой культуры речи.
На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, кипящий чайник, самолёт с оставшимся следом). Ребёнок находит заданное изображение и произносит звук на одном вздохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.
Куб «Магнитофон» помогает:
Развитию звукового внимания, восприятия;
Овладению темпо-ритмическими и динамическими характеристиками звучащей речи;
Развитию умения владеть своим голосовым аппаратом.
На гранях данного куба изображены картинки – символы, характеризующие темп и громкость речи (например, черепаха может символизировать медленную речь, самолёт – быструю, барабан – громкую, приложенный к губам вытянутый указательный палец – тихую речь). Используя этот куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, самостоятельно или совместно с взрослым произносить чистоговорки, скороговорки, поговорки.
Куб «Слоговый». Целью является упражнение детей в преобразовании односложных слов в двусложные или многосложные. На каждой грани находятся предметные картинки. Вначале ребенок четко произносит данные слова поворачивая грани куба. Затем задание усложняется игрой «Один – много», в процессе которой получаются двусложные слова из открытых слогов. А игра «Назови ласково» (образование существительных с помощью уменьшительно–ласкательных суффиксов) позволяет образовывать многосложные слова.
Куб «Сосчитайка» помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. На его гранях изображены предметы, которых должно быть от одного до шести. Играть с ним очень просто. Ребёнок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передаё т следующему со словами: «А у тебя?» и т. д.
У куба «Образуй словечко» цель – обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью сюжетных картинок на каждой грани куба. (Мальчик подходит, выходит, заходит, переходит, обходит, отходит). Ребёнок, переворачивая куб, называет новые словоформы глагола.
Использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Так же хочу учесть, что очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича.
В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.
Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква.
В группе весит слоговая таблица похожая на таблицу Зайцева для обучения чтению. С помощью этой таблицы мы составляем из слогов слова, детям это очень нравится.
Также я готовлю работы для родителей: памятки для родителей по изучению связной речи; консультации «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Поскольку вышеуказанные методы приносят положительные результаты в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.
VII. Информационно-коммуникативные технологии.
В педагогическом процессе мной применяются различные средства ТСО, помогающие управлять процессами запоминания и понимания, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные и комбинированные. К ним относятся: DVD, телевизионный комплекс, компьютер, магнитофон, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон.
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность получать интересную информацию, которую я, обработав, использую на занятиях и в повседневной жизни. Так же использование ИКТ позволяет мне выполнять быструю смену дидактического материала, что способствует активизации познавательной деятельности воспитанников.
С помощью компьютера я:
- оформляю различные пособия для занятий, создаю коллажи, карточки;
-так же я выполнила анкеты при подготовке к родительским собраниям;
- знакомлюсь с наработками других педагогов;
- оформляю информационные стенды.
Применение ИКТ способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
Мне важно, чтобы люди доверяли мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Чтобы лица их сеяли радостью, музыка и звуки природы радовали слух, тела были лёгкими и гибкими, руки умелыми, а окружающий мир радовал глаз. Это ли критерии для саморазвития!
Мне хочется закончить словами: «Дарите свет своего душевного тепла детям, ведь именно дети смогут сделать наш мир прекраснее и светлее».