Приложение МААМ

Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников

Жанна Брудкова
Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация творческого музыкально – познавательного проекта «Добрые струны души» как одна из эффективных форм духовно нравственного воспитания дошкольников.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ФГОС ДО

Паспорт проекта :

Авторы проекта : музыкальный руководитель Брудкова Жанна Геннадиевна, высшая квалификационная категория

Воспитатели : Аведян Наталья Анатольевна

Беликова Виктория Николаевна (СЛААЙД 1)

Продолжительность проекта : среднесрочный (СЛАЙД 2)

Публикация «Творческий музыкально-познавательный проект „Добрые струны души“ как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Срок реализации проекта– 4 месяца (сентябрь 2015 г. – декабрь 2015 г)

Тип проекта : творческий.

Место реализации : МБДОУ д/с №33.

Вид деятельности: познавательный.

По форме реализации : групповой.

Форма представления : занятия, концерты, праздники, музыкальные гостиные

Образовательные области: Познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.

Участники проекта : дети и родители подготовительной группы, педагоги.

Гипотеза: влияние музыки на душу ребёнка, нравственно - эстетическое развитие детей, включение родителей в творческую музыкально – познавательную деятельность дошкольного образовательного процесса.

Новизна: сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

(СЛАЙД 3) «Главное в человеке – это не ум,

а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Ф. М. Достоевский

Цель проекта – содействие в воспитании душевных качеств и чувства сопереживания посредством приобщения к произведениям искусства у детей дошкольного возраста

Задачи:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности;

Воспитание нравственных и эстетических чувств;

• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное

благополучие ребенка;

• Обеспечение обогащенного художественно эстетического развития

Проектная идея : Вовлечь в творческую музыкально –

познавательную проектную деятельность детей, родителей и педагогов.

Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития.

Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление. (СЛАЙД 4)

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным компьютерным технологиям и интернет ресурсам слушание музыки стало одним из любимых видов деятельности. При очередном просмотре благодаря мультимедийной установки в зале в старшей группе музыкального клипа «Голодный кот и сытая кошечка» В. Салманова мы заметили на глазах у детей слезы. Очень долго говорили о пережитых чувствах детей, о необходимости помогать бездомным животным. А после выходных Чернов Дима принес поделку и объяснил, что долго не мог забыть этого котенка, так было его жаль. Он поделился своими чувствами с мамой, и они решили сделать котенку теплую постель из мягкой ткани. Так родилась эта поделка из лоскутков. (СЛАЙД 5)

Анализируя их работу, мы поняли, что в наших детях добро – заложено природой, а нам - педагогам, необходимо только поддержать эти чувства и развить их. Так возник проект «Добрые струны души» как одна из эффективных форм духовно нравственного воспитания.

Актуальность проекта. (СЛАЙД 6)

Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному» (цит. по: 12). Мно-гие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.

Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовно). Нравственность – это способы действия, нормы поведения,

поступки людей. Духовность - это самое высокое к чему стремиться человек, направленность его души.

Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.

Изучая труды различных ученых, философов мы пришли к выводу, что именно раздел и область «Художественно – эстетическое развитие» в свете новых ФГОС ДО наиболее способствует формированию у детей духовно - нравственных качеств.

Удивительные и очень необходимые сегодня слова — «искусство очеловечи-вает». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

На протяжении многих веков музыкальное искусство, признавалось важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Аристотель признавал огромное воспитательное значение искусства : «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами трё х родов: подражающим (природе, посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма — и обучать им» (цит. по: 3) Влияя на состояние души, музыка необходимым образом относится к области любви или ненависти, к добродетели, к тому, чтобы «уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим» (цит. по: 4).

Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «…наиважнейшим в музыкальном воспитании является труд души ребенка» (цит. по: 2).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Одним из эффективных методов в работе с детьми является метод проектов, который основывается на интересах детей и предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В ходе реализации проектов мы пришли к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.

Для реализации проекта был разработан план : (СЛАЙД 7)

1. Выбор актуальной темы.

2. Постановка цели и задач по выбранной теме.

3. Накопление различного наглядного и дидактического материала ; методических пособий.

4. Включение в план занятий и других видов деятельности (развлечений, концертов, викторин, выставок и т. д.) художественно – эстетических произведений искусства.

5. Создание фонотеки классической музыки в группе.

6. Взаимодействие с социальными институтами (МБОУ ДОД ДШИ № 1, Белгородская государственная Филармония)

Итог проекта – воспитание души ребенка средствами музыки и другими видами искусства, воздействуя на процесс становления его личностных качеств.

Методы реализации проекта. (СЛАЙД 8)

1. Наглядно-действенный метод:

• показ видео материалов по данной теме (презентаций, мультфильмов и музыкальных клипов и т. п.)

• рассматривание иллюстраций, репродукций;

• занятия, концерты, музыкальные гостиные.

2. Словесно-образный метод:

• рассказы детей о своих впечатлениях;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

• чтение стихотворений детьми.

3. Практический метод :

• проведение конкурсов, тематических вечеров

организация продуктивной деятельности : рисование, аппликация.

Предполагаемый результат:

Воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей

Проектная деятельность построена с учетом следующих принципов:

(СЛАЙД 9)

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания и эстетическое, интеллектуальное.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

(СЛАЙД 10) ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

План реализации проекта

Сентябрь.

Закрепление темы «Детский альбом» П. И. Чайковского

Музыкальная гостиная «Детский альбом» П. И. Чайковского

Концерт Школы искусств из произведений «Детского альбома» П. И. Чайковского

Октябрь.

К. Сен-Санс "Карнавал животных".

Музыкальная гостиная «Карнавал животных» К. Сен-Санс.

Концерт в Белгородской филармонии («Карнавал животных» К. Сен - Санс).

Ноябрь.

Знакомство с симфоническим оркестром.

Тема: «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди

Декабрь.

Тема «Настроения, чувства в музыке» по программе О. П. Радыновой

Основные направления проекта :

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно- нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе

полученных знаний и навыков.

(СЛАЙД 11) II ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Ознакомление с миром людей, животных и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.

2. Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная и т. д.).

3. Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство).

4. Становление социокультурной предметной

музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию

(СЛАЙД 12)Становление социокультурной предметной

музыкально- образовательной среды (представлена на слайде)

(СЛАЙД 13) Основные формы работы проекта :

Музыкальные занятия (знакомство с образами в классической музыке)

Музыкальные гостиные «Классическая музыка в жизни

ребёнка» («Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди, К. Сен-Санс "Карнавал животных")

• Концерты Белгородской школы искусств и Белгородской государственной филармонии.

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей и родителей к искусству:

• содружество искусств;

• многообразие художественно-информационного пространства;

• познание через переживание, творчество;

• совместная деятельность взрослых и детей;

• успех, достижения, открытия детей;

• индивидуальность ребенка как ценность.

Наглядно – действенный (СЛАЙД 14, 15)

Знакомство с произведениями изобразительного искусства знаменитых русских пейзажистов – А. Шильдера, С. Сурицина, В. Д. Поленова, И. Левитана (СЛАЙД 16)

Взаимодействия с социумом (СЛАЙД 17) Белгородская школа искусств и Белгородская государственная филармония

Система работы с педагогами (Слайд 18)

Когнитивный блок : Теоретический семинар, Лекция - беседа

Мотивационный блок: Тестовый опрос, Дискуссия

Практический блок : Семинар – практикум, Заседание круглого стола

Формы работы с родителями (СЛАЙД 19)

Анкетирование

Родительское собрание

Консультации

Оформление информационного стенда (СЛАЙД 20)

Совместные досуговые мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, концерты)

Работа музыкальной гостиной

Выставки совместных работ родителей с детьми («Осень», по темам «Музыкальной гостиной)

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (СЛАЙД 21)

Дети научились сопереживать музыке, чужому человеку и животным;

Научились ценить красоту природы;

Через музыку, развилась способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль;

Появилось свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Итогом проектной деятельности стали (СЛАЙД 22- 26)

• Выставка рисунков детей

• Выставки совместного творчества детей с родителями.

Диагностические данные показали: (СЛАЙД 27)

Высокий уровень эмоционального – восприятия – 61 %

Средний уровень – 33%

Низкий уровень- 6 %

Список литературы. (СЛАЙД 28)

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.

2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.

3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.

4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.

5. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. М., 2005

6. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности//Хрестоматия по

7. педагогике. –Ч. 1.- С. 155-157.

8. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.

9. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Хрестоматия по педагогике. –Ч. 1. – С. 144-148.

10. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. – М. : Прометей, 1995.

11. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. Д. Марковой. М., 1978.

12. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. М. : Просвещение, 1987.

13. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986.

14. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.

15. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983

16. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)

17. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40

18. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.

Публикации по теме:

«Коллекционирование, как одна из форм познавательного развития ребенка» из опыта работы.«Коллекционирование, как одна из форм познавательного развития ребенка» из опыта работы. Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по развитию коллекционирования в детском саду. Хочу сказать, что это.

«Почтовый ящик» как одна из форм работы с семьей«Почтовый ящик» как одна из форм работы с семьей .

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Мастер-класс как одна из форм работы с родителями.Мастер-класс как одна из форм работы с родителями. Мастер-класс как урок в «Школе родителей». Работа с родителями воспитанников в дошкольном учреждении сегодня стоит очень остро. А причин.

Открытые НОД — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ В конце февраля начале мартав Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» с. Рязаново прошли открытые НОД.

Сценарий праздника «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души». Цель: формирование нравственных ценностей Задачи: Формировать у воспитанников представление о добре, добрых поступках. Развивать у воспитанников.

Театрализованная деятельность как одна из современных форм работы с родителямиТеатрализованная деятельность как одна из современных форм работы с родителями В русской пословице говорится: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему", т. е. сколько бы педагоги не старались.

Тематические родительские собрания с использованием ИК как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников Тематические родительские собрания с использованием ИК, как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников. За прошедшие.

Мультимедийная презентация — одна из форм использования ИКТ в работе ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе ДОУ». Внедрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 2 августа 2016 в 13:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Брудкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД