Нина Малышева
Детско-родительский исследовательский проект «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 39 города Миасса
Куратор: Малышева Нина Юрьевна
Проект представила : Малышева Александра Павловна
Введение
Интерес к теме «Экспериментирование с водой» появился внезапно, стали возникать вопросы обо всем, что связано с водой. Мы нашли в интернете информацию, картинки о воде, где и в каком состоянии она встречается в природе. Рассмотрели принцип круговорота воды в природе. А для закрепления знаний и ради любопытства, подобрали несколько экспериментов
Также узнали интересные факты о воде, что:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- тело человека на 80% состоит из воды;
- наша планета Земля на две трети покрыта водой — это океаны, моря, озера и реки;
- облака и дождь состоят из воды;
- человеческий мозг на 80% состоит из воды;
- жизнь зародилась в воде;
- человек и животные не могут прожить без воды. Без еды человек способен прожить несколько недель, а без воды не протянет и несколько дней;
- вода может находиться в трех состояниях: лед, жидкость и газ;
- овощи и фрукты тоже содержат воду;
- мы теряем воду из организма через наше дыхание, через пот, когда ходим в туалет, а восполняем запасы воды, когда пьем и едим.
Цель:
Развить навыки исследовательской деятельности и познавательные способности через экспериментирование.
Задачи:
-расширить кругозор по данному вопросу;
- поддержать инициативу, сообразительность, самостоятельность;
- закрепить уже полученные знания и ознакомить с другими свойствами воды;
- развить умение обобщать результат работы и делать выводы;
- развивать навык последовательно и правильно излагать свои мысли;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности.
Методы и технологии реализации проекта :
Беседа с ребенком, подбор данных и рассматривание иллюстраций, подбор и проведение экспериментов, наблюдение и фиксирование результатов.
Эксперименты с водой.
Подбор экспериментов делали опираясь на свойства воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха, цвета, вода растворитель, текучая.
Опыт № 1. Вода жидкая и не имеет формы.
Цель: выяснить имеет ли вода определенную форму.
Оборудование: 4 различных по форме и размеру прозрачных сосуда, твердый небольшой предмет, небольшая тарелка, вода.
Ход эксперимента: Разливаем воду в несколько различных по форме сосудов. Делаем выводы, что вода, в отличие от твёрдых тел, принимает форму этих сосудов.
Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая.
Опыт № 2. Вода прозрачная и бесцветная.
Цель: выяснить какого цвета вода.
Оборудование: 2 прозрачных сосуда (один с водой, второй с молоком, палочка.
Ход эксперимента: опускаем в воду палочку. При этом приходим к выводу, что сквозь воду хорошо видно предмет, значит она прозрачная. Опускаем палочку в сосуд с молоком и видим, что палочку не видно.
Отсюда следует, что вода цвета не имеет, то есть она прозрачная.
Опыт № 3. Тонет, не тонет.
Цель: показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды.
Оборудование: ванночка с водой, предметы выполненные из различного материала (вата, гвоздь палочка, камень и т. д.).
Ход эксперимента: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы, выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а какие идут ко дну. Можно полученные данные, по каждому предмету, заносить в таблицу.
Отсюда следует, что часть предметов утонули - тяжелые, а часть предметов остались плавать на поверхности воды – легче воды.
Опыт № 4. Вода не имеет запаха.
Цель: определить запах воды.
Ход эксперимента: В сосуд наливаем простой воды для определения ее запаха, понюхали. Приходим к выводу, что вода не имеет никакого запаха.
Но если добавить в разные сосуды с водой, например лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества, можно убедиться в том, что вода приобретает запах добавленного в неё вещества.
Опыт № 5. Вода не имеет вкуса.
Цель: определить воду на вкус.
Оборудование: 4 сосуда с питьевой водой, 1 чайная ложка соль, меда, апельсинового сока, ложечка.
Ход эксперимента: Для этого опыта взяли питьевую воду, чтобы ее можно было пробовать и определить какой она имеет вкус. Приходим к выводу вода не имеет вкуса. Если в каждый сосуд с водой положить разные добавки (соль, мед, апельсиновый сок) и попробовать получившуюся воду, можно убедиться в том, что вода меняет свой вкус в зависимости от вещества, которое в неё положили.
Опыт № 6. В воде можно растворить определенные вещества.
Цель: определить могут ли растворяться в воде различные вещества.
Оборудование: 3 сосуда с водой, 1 чайная ложка сахара, марганец, пищевого красителя, ложка.
Ход эксперимента: Налить воду в несколько сосудов и предложить детям положить в воду марганец, пищевой краситель, сахар. Понаблюдать, как они опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало. Убедиться в том, что все предложенные вещества полностью исчезли.
Отсюда следует вывод, что вода может растворять некоторые вещества, приобретая при этом их вкус и цвет.
Опыт № 7. Не все вещества растворяются в воде.
Цель: убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.
Оборудование: 2 прозрачных сосуда с водой, 1 чайная ложка песка и земли, ложечка.
Ход эксперимента: Напомнить, как соль и сахар растворились в воде. Предложить провести тот же опыт с песком и землёй. Налить в прозрачные сосуды воды и положить в один сосуд песок, а в другой землю. Отметить, что песок и земля опустились на дно и их хорошо видно, после перемешивания вода стала мутной и через неё ничего не видно. Подождать пока муть осядет и убедиться, что песок и земля всё так же лежат, на дне сосуда, не растворившись.
Опыт № 8. Вода может впитываться.
Цель: выяснить может ли вода впитываться.
Оборудование: блюдце, вода, губка или кусочек сухой ткани,
Ход эксперимента: предложить детям положить в блюдце кусочек сухой ткани или губку и налить сверху немного воды. Поднять ткань (губку) и посмотреть, что осталось в блюдце. Выяснить, куда делась вода. Объяснить, что вода не исчезла, а впиталась в ткань (губку). Выжать ткань и убедиться, что вода вытечет на блюдце.
Опыт № 9. Вода – газообразная.
Цель: уточнить представление о том, что вода – это жидкое вещество.
Оборудование: чайник, вода, стеклышко.
Ход эксперимента: Налить воду в чайник и нагреть его до состояния кипения. Наблюдать, как вода при нагревании начинает кипеть, а из носика чайника появляются клубы пара.
Отсюда следует, что – это вода, нагретая до кипения, превращается в пар и улетает. Подставить под струю пара стекло и показать, как на нём собирается пар остывает и превращается обратно в воду.
Опыт № 10. Вода может быть твёрдая.
Цель: уточнить представление о том, что вода бывает твердая, жидкая и парообразная.
Оборудование: несколько небольших сосудов, вода, краска, ложечка, холод.
Ход эксперимента: В небольшой сосуд налить воду и охладить в морозильной камере. Через некоторое время можно достать и становится очевидным, как холод действует на воду. После этого можно изготовить разноцветные льдинки. Наливаем в небольшие сосуды воду растворяем в ней краску. Ждем пока вода замерзнет и получатся разноцветные льдинки.
Оставить льдинки при комнатной температуре и наблюдать, как лед тает, превращаясь в воду.
Опыт № 11. Животворное свойство воды.
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Оборудование: 2 баночки, 2 луковицы, вода.
Ход эксперимента: В обе банки поставили по луковице, но в одну из них налили воды. В результате в баночке с водой снизу у луковицы появились корни, а сверху стали появляться зеленые перья лука. Та луковица, которой не налили воды осталась в неизменном виде и немного стала подсыхать.
Приходим к выводу, что вода дает жизнь всему живому.
Опыт № 12. Свойства соленой воды.
Цель: познакомить со свойствами солёной воды.
Оборудование: 2 прозрачных сосуда с водой, соль мелкого помола, ложка, 2 яйца.
Ход эксперимента:
1. Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в стакан яйцо.
Результат: яйцо опустилось на дно сосуда.
2. В следующий сосуд положить 10 чайных ложек соли, размешать до полного растворения. В полученный рассол положить при помощи ложки яйцо.
Результат: яйцо всплывёт наверх.
Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх.
Опыт № 13. Выращиваем соленые кристаллы.
Цель: Показать свойства соленой воды и наблюдать за образованием соленых кристаллов.
Оборудование: достаточно большое количество поваренной соли, вода (кипяток, ниточка, небольшая палочка (карандаш, литровая баночка, прозрачный сосуд.
Ход эксперимента:
Вскипятить воду, налить ее в литровую банку. Далее, ложкой добавляем соль в банку и разводим крепкий соляной раствор. Соль добавляет до того момента пока она не перестанет растворяться. Переливаем соленую воду, без осадка, в прозрачный сосуд. Прежде чем опустить ниточку в сосуд, необходимо ее привязать к палочке и только после этого опустить в соляной раствор, а палочку расположить на краях сосуда. Нитка не должна касаться дна или стенок сосуда. Наблюдаем. Уже через несколько часов на ниточке появятся кристаллики соли.