Зорина Наталья Алексеевна
Творчески-исследовательский проект «Сегодня фантазеры — завтра изобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская, творческая деятельность детей приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Публикация «Творчески-исследовательский проект „Сегодня фантазеры — завтра изобретатели“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Поэтому столь актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого ребенка
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный - 1 неделя
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатели, логопед,родители.
Цель проекта : Практическое внедрение творческо-исследовательской деятельности, как средство развития познавательной активности детей старшей группы с ОНР.
Задачи проекта :
1. Изучить методическую литературу по проблеме творческо-исследовательской деятельности детей старшей группы с ОНР.
2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями в рамках проекта.
3. Создать оптимальные условия, влияющие на развитие исследовательской деятельности.
4. Представить результаты проекта педагогическому сообществу.
Формы работы с детьми:
- Проблемно-поисковые ситуации;
-Интегрированная деятельность;
-Индивидуальная деятельность ;
-Творческие задания ;
- Чтение познавательной литературы ;
-Совместное изготовление поделок;
-Эвристически е беседы.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей «Маленькие изобретатели»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Сегодня фантазеры – завтра изобретатели»; разработан перспективный план работы с детьми и родителями (в рамках проекта); участие в конкурсе «Самое необычное изобретение»
Объект : творческо-исследовательская деятельность.
Предмет : организация творческо-исследовательской деятельности детей с ОНР.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Активизация словаря : конструктор, исследователи, фантазеры,изобретатели,изобретения, Иван Петрович Кулибин, «человек-изобретатель», наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; древность, старина, современность.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
(информационно-накопительный) Основной этап
(практический) Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. – ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
проведение занятий;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
рисование с детьми на тематику «Маленькие изобретатели» Презентация проекта.
Анализ результатов проекта.
Организация развивающей среды:
-подбор иллюстраций с изображением знаменитых изобретений и портретов изобретателей;
-оформление библиотеки познавательной литературы по теме проекта;
-оформление альбома «На чем люди ездили в прошлом»
Работа с родителями :
Знакомство с темой проекта;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта;
Сбор материала по теме (энциклопедии, иллюстрации, фотографии);
Чтение книг об изобретателях и изобретениях.
Физминутка.
Импровизация движений в такт стихотворению.
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Тр-р! Стоп! Разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолёт летит, в нем мотор гудит: «р-р-р». Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте,
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)
Машина, автобус и поезд
(вращают перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет
(поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)
Корабль по морю плывет
(соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками,
как будто корабль качается на волнах).