Елена Тянгаева
Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема: «Город Саров: вчера, сегодня, завтра»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения города Сарова. Расширить знания об исторических и современных архитектурных сооружениях, их расположении. Развивать умение встушиваться и выполнять инструкцию взрослого; развивать мыслительные оперции. Учить детей работать в парах, совершенствовать умение договариваться. Воспитывать любовь к своему городу, его истории и культуре.
Материал:
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема: „Город Саров: вчера, сегодня, завтра“» размещена в разделах
Карта города, иллюстрации с историческими и современными зданиями, кусочки доломита, поднос, мольберт, магниты, карточки с названиями улиц, разрезные картинки «Памятники города», стихи, план города, рисунки детей «Здания будущего».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций улиц города, заучивание стихов, работа с картой, экскурсии по городу, рисование «Моя улица», игра «Что где находится» и т. д.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Мы живем в стране с удивительным красивым именем.
Как называется наша страна?
Дети : Россия.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами граждане России, значит мы кто?
Дети : Россияне.
Воспитатель: У каждого человека есть то место, где он живет. Месть мама, которая дала ему жизнь, и есть Родина. Родина – это место, где мы родились. Наша Родина – это Россия. В ней много городов, морей и рек. Россия – великая страна.
Ребята, я сейчас назову слова, если вы услышите названия городов – хлопните в ладоши.
2. Игра «Поймай название города»
Родина, Волга, Мокша, Москва, Петербург, Чкаловск, Россия, Енисей, Сатис, Нижний Новгород, Арзамас, Городец, Саровка, Саров.
Молодцы! Ни разу не ошиблись.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Саров.
Воспитатель: Мы жители этого города и называемся…
Дети: Саровчане.
Воспитатель: Ребята, о нашем замечательном городе написано много красивых стихов. Мы тоже из знаем. Я предлагаю прочитать одно из этих стихотворений. Кто желает прочесть стихотворение?
3. Чтение стихотворения А. Боровика «Саров».
4. Задание «Назови исторические названия города».
Воспитатель: Вот, оказывается, какой у нас необычный город!
Ребята, а всегда ли наш город назывался Саров?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие другие названия нашего города вы знаете?
Дети: Арзамас – 16, объект, поселение, Кремлёвск, Сараклыч…
Воспитатель: Правильно, ребята. Как много названий нашего города вам известно! А вы хотите узнать, как возник наш город?
Сейчас я расскажу вам об истории возникновения нашего города (дети садятся на стулья).
5. Рассказ воспитателя «История возникновения города» :
Давным – давно на месте нашего города было крупное мордовское поселение. В те далекие времена люди часто воевали. И вот на это мордовское поселение налетело вражеское татарское войско и разрушило его. А на месте поселения был построен новый город. Назвали его Сараклыч, что означало «Золотая сабля». «Сабля» - потому, что татары свой город построили на слиянии двух рек – Сатиса и Саровки, и этот участок суши был похож по форме на саблю (показ на карте слияния рек). «Золотая» - потому, что здесь было много доломита, и этот камень по цвету напоминал золото. Сегодня я принесла кусочки доломита и покажу вам.
6. Обследование доломита.
Воспитатель: Какой он на ощупь? Обратите внимание – какой у него оттенок?
Дети: Желтоватый, золотистый.
7. Рассказ воспитателя «История возникновения города» (продолжение).
Воспитатель: Но недолго прожили здесь татары. Пришло русское войско и освободило землю от врагов. Долго стоял город заросший, и никто в нем не жил. Красивое место у слияния двух рек, Саровки и Сатиса, понравилось монахам. И стали они тут возводить холмы, а потом строить церкви (показ фото со старинными церквями).
8. Рассматривание современных и исторических зданий.
Сначала церкви строили деревянные, затем перестраивали из камня.
Каменные церкви сохранились до наших времен. В нашем городе много церквей. Это старинные здания. У них есть колонны, купола, арочные окна, много украшений. Мы называем эти здания историческими.
Воспитатель: Сейчас у нас в городе много современных зданий (показ фото современных зданий). Они тоже красивые, чаще всего многоэтажные. При строительстве современных зданий используется много разноцветного стекла, пластика, камня и другого строительного материала (показать иллюстрации Ледового Дворца).
9. Игра «Прошлое и настоящее»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Прошлое и настоящее». У меня на столе фотографии исторических и современных зданий. Помогите, пожалуйста, разложить их на группы. Возьмите по 1 фото и положите их на место – современные или старинные здания. Выкладывать надо по одной фотографии. 1,2,3, играть начни!
Воспитатель: Проверяем, правильно ли вы справились с заданием. Диана, подойди к доске мальчиков, назови, что они выложили.
Диана: Исторические здания.
Воспитатель: Все согласны (ответ детей)
Воспитатель: Сережа, подойди к доске девочек, проверь, справились ли они с заданием?
Сережа: Они справились.
Воспитатель: Молодцы, правильно определили современные и исторические здания.
Все здания находятся на разных улицах. Знаете ли вы расположение этих зданий? Давайте вспомним, какое здание на какой улице находится.
10. Игра «Где находится здание».
Воспитатель: На этом столе лежат карточки с названием улиц. Возьмите каждый по одной карточке. Поверните к себе названием улиц. Прочитайте название улиц.
Сейчас я буду называть здание, а переворачивает карточку тот. На чей улице это здание находится. Начинаем играть:
Библиотека имени Вл. Маяковского, Ледовый Дворец, наш детский сад, Дварец Культуры, музыкальная школа, театр «Кузнечик».
Воспитатель: Хорошо, все ответили правильно. Я убедилась, что вы можете быть хорошими экскурсоводами для гостей нашего города. Положите, пожалуйста, карточки на стол.
11. Игра «Собери и угадай» (с разрезными картинками).
Воспитатель: Гуляя по городу, по улицам, мы видим не только здания, но и памятники.
- Ребята, что такое памятник? (ответ детей)
Памятник – это сооружение, сделанное из камня или металла в честь великих людей или событий. Для того, чтобы вспомнить, какие памятники есть в нашем городе, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери и угадай».
Разбейтесь на пары, подойдите к столу, возьмите поднося с деталями фотографий. Ваша задача – собрать свою фотографию из частей.
Воспитатель: Какой памятник изображён на вашей фотографии?
Дети: Вечный огонь.
Воспитатель: О каких событиях он напоминает?
Дети: О войне, о погибших солдатах, о победе.
Воспитатель: Какие еще памятники в городе напоминают о великой Отечественной войне?
Дети: Стела.
Воспитатель: Да, ребята, это памятник тоже поставлен в честь памяти павших солдат.
Воспитатель: Есть ли еще у кого фотографии с памятником о войне?
Дети : Танк.
Воспитатель: Правильно. Танк участвовал в боях на войне. Его поставили для того, чтобы мы видели, какая мощная техник использовалась на войне. Итак, в нашем городе есть три памятника, напоминающие о Великой Отечественной войне. И это не случайно. Для русских людей это важное историческое событие.
Воспитатель: Даша и Максим, а какой памятник изображен на вашей фотографии?
Даша: Памятник А. М. Горький
Воспитатель: А знаете вы, кем был А. М. Горький?
Даша: Писателем, который писал книги для детей и взрослых.
Воспитатель: А какой памятник изображен у вас?
Дети: Памятник строителям.
Воспитатель: Почему им воздвигли памятник?
Дети: Потому, что они построили много красивых, современных зданий в нашем городе.
12. Аппликация «Город будущего».
Воспитатель: Я знаю, что некоторые дети нашей группы мечтают стать строителями. Мы с вами рисовали здания «Города Будущего». Подойдите, выберите свои рисунки.
Ребята, я приготовила план города. Застройте город будущего (дети раскладывают рисунки на плане).
Воспитатель: Готовы?
- Антон, что ты мечтаешь построить? (рассказ Антона по рисунку).
- Даша, а ты о чем мечтаешь?
Даша: Конезавод. Будем выращивать породистых лошадей.
Воспитатель: Какой прекрасный город мы придумали!
13. Чтение стихотворений.
О нашем городе можно говорить бесконечно, люди прославляют его в стихах. Но и сейчас мы любим наш город. Давайте расскажем, какой наш город. Будем передавать сердечки и говорить слова.
Воспитатель: Мы с вами тоже можем рассказать много хороших слов о нашем городе. Давайте подойдем к окну и выпустим слова на улицу – подарим их нашим горожанам. Я начинаю, а вы продолжайте: красивый, любимый, молодой, могучий, зеленый, спортивный, научный, современный, известный, великолепный, культурный, чистый, яркий, празничный…
Воспитатель: Ребята, вы показали себя настоящими саровчанами. Вижу, что вы все любите наш город. Берегите его!