Анна Сухарева
Творческо-исследовательский проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: воспитатель Сухарева А. Г.
Продолжительность проекта: среднесрочный
Актуальность темы проекта: у детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.
Тип проекта: творческий, познавательный
Участники: дети, родители, воспитатели
Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Для детей:
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- познакомить с историей матрёшки как народного промысла;
- систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
- развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;
- развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;
- содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.
Для педагогов:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- принимать активное участие в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
- начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
- заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться о распределении ролей и т. д.)
Продукты проекта:
• альбом совместных рисунков «Народная игрушка»;
• выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;
• мини - экспозиция «Матрешка - народная игрушка».
• картотека стихов, загадок, народных песен;
• иллюстрации о разновидностях матрешек.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
• подбор материала для оформления уголка художественно-эстетического творчества «Русская Матрёшка»;
• подбор материала для оформления выставки «Матрёшка – народная игрушка»;
• оформление подборки иллюстраций «Матрёшки - такие разные и такие похожие»;
• подбор литературы:
• подбор стихов, загадок, детской литературы;
• подбор материала об истории появления матрёшки, её прообразе.
Основной этап:
Образовательные ситуации:
Художественно-эстетическое развитие
1. НОД Пластилиновая живопись «Матрешки-веселушки»;
2. НОД Декоративное рисование «Матрешка»;
3. НОД Рисование: «Русская Матрешка»
Речевое развитие.
1. «Составление творческого рассказа о Матрешке».
Познавательное развитие
1. НОД «Русская Матрешка»
2. Беседа «Матрёшки - такие разные и такие похожие»
3. Беседа «История возникновения матрешки»
4. Беседа «Виды и особенности росписи матрешек»
5. Презентация «Матрешка - душа России»
Музыкально-художественная деятельность
1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
2. Оформление уголка творчества (трафареты, шаблоны, альбомы, раскраски)
Игровая деятельность
1. Создание среды условий для сюжетно-ролевых игр.
2. Дидактические игры:
• «Собери матрешку».
• «Построй ряд».
• «Эти удивительные узоры».
• «Разноцветные матрешки»
• «Сложи Матрешку» (пазл)
3. Пальчиковые игры.
Творческие выставки
• Выставка рисунков и поделок детей «Матрёшки водят хоровод»
Здоровье и физическое развитие:
• пальчиковые игры, физкультминутки «Матрёшкины развлечения».
Оснащение предметно-развивающей среды:
• оформление мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка»;
• оформление уголка художественного творчества «Русская Матрёшка»;
• оформление подборки иллюстраций «Матрешки - такие разные и такие похожие»
• папка-передвижка «Русская Матрешка. История и виды»
Вывод
В ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, более ста лет назад. Прототипом Матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером.
Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе создали своих матрешек.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.