галина мустафина
Творческий исследовательский краткосрочный проект «Секреты бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Принимали участие в Конференции в 2018 г. с педагогическими работниками разных образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; коррекционных образовательных учреждений).Доклад был подготовлен совместно.
Цель НПК – создание условий для совершенствования методического и профессионального уровня педагогов.
Задачи:
-поддержка педагогов, занимающихся творческой деятельностью;
-распространение эффективного педагогического опыта;
-пропаганда достижений педагогической науки;
-смотр педагогических достижений преподавателей;
Публикация «Творческий исследовательский краткосрочный проект „Секреты бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
-ознакомление преподавателей с современными научными достижениями в области педагогики, психологии, образовательных технологий.
-привлечение внимания педагогов к развитию проектного подхода в работе с дошкольниками, внедрению современных педагогических технологий
в образовательный процесс.
1 - 2 слайды
Уважаемые коллеги, гости и участники научной конференции позвольте представить вашему вниманию творческо – исследовательский, краткосрочный проект «Секреты бумаги», который представят воспитанники подготовительной группы.
3 слайд
Цель нашего проекта : Расширить знания детей о знакомом предмете – бумага. Закрепить основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Продолжать учить проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Развивать обследовательские действия и умения устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие:
•Развивать элементарные исследовательские способности, познавательные интересы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
4 слайд
Актуальность проекта :
Бумага – материал хорошо знакомый и широко применяемый в жизни ребенка. Дети активно работают с бумагой, в разных ситуациях в течении дня, но несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Ребята не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
5 слайд
«Откуда к нам пришла бумага»
Много лет тому назад (раньше, люди чтобы передать друг другу письменные послания перепробовали множество различных материалов. Сначала рисовали на камнях и скалах, потом на глиняных дощечках, затем на папирусе, изготавливали ее из прессованной сердцевины болотного растения с таким же названием, а там, где не было зарослей папируса научились писать на пергаменте, делали его из обработанной тонкой кожи телят, коз, овец. Все эти материалы были неудобны. Впервые изобрели бумагу Китайцы. В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.
6 слайд
Лесорубы, электрическими пилами, валят помеченные топором деревья в лесу.
Тракторы подтаскивают очищенные от ветвей стволы к самой реке. Там из стволов связывают плоты и спускают их вниз по течению. Чтобы не загружать железные дороги, доставкой такого большого количества леса, бумажные фабрики стараются строить по берегам рек — пусть вода сама несет к фабрике сырье.
Пришедший на берег плот, быстро при помощи подъемника, выгружают на грузовую машину, далее машина перевозит груз на бумажный комбинат.
На заводе машины снимают со стволов кору. Круглые пилы режут очищенные бревна на гладкие, ровные поленья одинаковой длины, затем они попадают в высокую металлическую коробку и перерабатывает их в древесную массу. Бумага должна быть однородной, чистой, гладкой. Поэтому древесную массу еще раз пропускают через сита очистительных машин. Затем из нее удаляют лишнюю воду. Древесную массу высыпают в котлы, величиной с трехэтажный дом и варят в специальном растворе, эта деревянная каша называется – целлюлоза. К смеси древесной массы добавляют клей. Это нужно для того, чтобы на будущей бумаге чернила не расплывались, еще добавляют особый сорт белой глины чтобы бумага получилась непрозрачной. А если бумага должна быть цветной, в смесь вносят краску.
Древесную массу льют на сетку, которая непрерывно движется, отжимается лишняя вода. Древесные волокна друг на друга оседают и сцепляются. Валики разглаживают и сушат досуха. Древесной каши уже нет, появился широкий, плотный и сухой лист бумаги.
7 слайд
Виды бумаги
Бумага, по своему качеству и способу производству бывает разная, в зависимости от того, как она потом будет использоваться.
1. Альбомная.
2. Бархатная.
3. Картон.
4. Фольга.
5. Гофрированная.
6. Обойная.
7. Салфеточная.
8. Газетная.
9. Оберточная.
10. Копировальная.
11. Тетрадная.
12. Журнальная.
13. Санитарная.
14. Цветная.
15. Глянцевая.
16. Писчая.
17. Калька.
8 слайд
Изучение свойств бумаги
Опыт 1 "Бумага мнется". Мы вяли картонный лист бумаги и салфетку, смяли ее. У одних детей бумага легко смялась, а у других нет. Мы сделали вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Опыт 2 Бумага рвется". Мы вяли бумагу, разную по плотности и начали ее рвать. Пришли к выводу, что картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.
Опыт 3 "Бумага режется". Мы взяли два вида бумаги, картон и тонкую бумагу. Сначала разрезали тонкую бумагу, потом разрезали картон (толстую бумагу). Сделали вывод: бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.
9 слайд
Опыт 4 «Бумага намокает». Мы опустили в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Мы увидели, что салфетка очень быстро намокла и утонула, а альбомный лист бумаги, медленно намокал и не утонул. Мы пришли к выводу, что тонкая бумага намокла быстрее, распалась и утонула, а бумага потолще тоже намокает, но ей потребовалось больше времени. Бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Опыт 5 «Бумага летает». Может ли бумага летать? Для этого опыта нам понадобились полоски бумаги. Взяли их в руки и подули. Сделали вывод, полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Опыт 6 «Бумага горит». Этот опыт нам показывала воспитатель, так как он опасен, нельзя его делать самим. Воспитатель взяла бумагу и подожгла ее, она загорелась. Вывод, бумага хорошо горит, от сгораемой бумаги остается пепел. Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
10 слайд
Опыт 7 «Сильная бумага». Берем две опоры, два стакана с водой. Сверху положили лист бумаги и посередине поставили игрушечную фигурку. Лист бумаги прогнулся и с фигуркой упали между стаканами. Потом взяли бумагу и сложили ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим игрушечную фигурку. Фигурка устойчиво стояла. Лист бумаги, сложенный гармошкой распределяет и вес, и вся постройка становится устойчивее и может выдержать большую нагрузку. Сделали вывод: сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
11 слайд
Опыт 8 «Притягательный воздушный шар». Воспитатель надула воздушный шарик, потерла его шерстяной тканью и поднесли его к рассыпанным бумажным конфетти. Конфетти стали прилипать к воздушному шарику, украшая его. Вывод: при трении шерстяной тканью о воздушный шар, появляются электризующие свойства, которые притягивают конфетти. Во время трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических)часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.
12 - 13 слайды
«Бумага своими руками»
Для того, чтобы изготовить бумагу в домашних условиях, мы нарезали в тазик бумагу, залили ее теплой водой и поставили на сутки, чтобы бумага размокла, стала рыхлой. Когда бумага размокла, добавили голубой гуаши, чтобы бумага была голубого цвета, миксером ее перемешали. Выложили в сито бумажную кашицу и убрали лишнюю жидкость. Переложили кашицу тонким слоем на ровную поверхность и раскатали скалкой. Оставили до полного высыхания. Дали вторую жизнь бумаги.
14 слайд
Результат деятельности. Из бумаги в детском саду мы постоянно делаем поделки, аппликации, оригами, рисуем.
15 слайд
Итоги работы.
В заключении мы можем сказать, что выполняя проектно - исследовательскую работу мы достигли поставленной цели и задачи. Дети узнали, что изобретение бумаги – это величайшее достижение человечества; дети познакомились с происхождением бумаги и современными технологиями производства, научились изготавливать бумагу в домашних условиях, узнали значение бумаги, виды и свойства.
Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сделать вывод : бумага – ценный материал для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, никакой другой материал или устройства не способны заменить бумагу.
16 слайд
Используемая литература:
Энциклопедия «Вопросы и ответы». Москва. 1999г.
Богатеева А. Чудесные поделки из бумаги. М: Просвещение, 1992. – 208 с.
Зубков Б. «Книжка про книжку». М. : Малыш, 1984г.
Каминская Е. А. «Поделки из бумаги». Москва,201З.
Султанова М. «Простые опыты с бумагой». Москва, ООО "Хатбер-пресс", 2014г.
Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. — СПб. : Речь.
Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.
Детская энциклопедия ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005г.
А. А. Михеева «Зарница». Самара,1979г.