Елена Острая
Творческо-исследовательская работа в подготовительной группе «Изучение состава воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа по изучению состава воздуха
участников 2-ой региональной естественнонаучной конференции
для обучающихся старших и подготовительных групп
дошкольных образовательных учреждений
«Мир природы глазами ребёнка»
в номинации «В мире опытов и экспериментов»
воспитанников подготовительной к школе группы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» г. Саратова
Ковалёва Равиля, Судакова Вячеслава, Загорского Богдана.
Публикация «Творческо-исследовательская работа в подготовительной группе „Изучение состава воздуха“» размещена в разделах
Руководитель: Острая Елена Михайловна.
Тема работы : «Изучение состава воздуха».
Цель: выяснить газовый состав воздуха.
Задачи:
• Выявить опытным путём наличие в воздухе газов : кислорода, углекислого газа, азота и вредных примесей,
• Выяснить способы получения и свойства кислорода и азота,
• Привить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности,
• Углублять естественнонаучные знания (о газовом составе воздуха,
• Способствовать реализации творческого потенциала воспитанников,
• Осуществлять природоохранное воспитание (деятельность) по предотвращению загрязнения воздушной среды.
Материалы и оборудование:
для опытов:
пробирки с марганцовкой, уксусной кислотой, куски мела или мрамора, свечка, известковая вода, стеклянный колпак (банка, спиртовка;
для презентации:
маски газов кислорода О2, углекислого газа СО2, костюмы вредных примесей, плакаты по защите воздуха от загрязнений, выполненные с ребятами заранее.
Предшествующая работа : демонстрация и самостоятельная постановка опытов, изготовление природоохранных плакатов, разучивание стихов сценки к презентации.
Практический выход темы: презентация-сценка с демонстрацией опытов.
Вывод: в результате исследовательской работы дети познакомились с составом воздуха, свойствами кислорода, азота и углекислого газа, углубили природоохранные знания о важности чистого воздуха.
Представление работы «Изучение состава воздуха».
Ведущий. Все мы с вами дышим воздухом, не задумываясь о том, из чего он состоит. Сегодня мы предлагаем вам узнать, какие газы входят в состав воздуха. Некоторые из них вам, конечно, знакомы. Давайте попробуем их угадать. Они сегодня пришли к нам в гости. Итак, встречаем – первый гость. Что он может о себе рассказать?
1. /Входит кислород с пробиркой с марганцовкой КМnO4/
Кислород. Меня получить не составит труда.
Насыпьте чуть-чуть марганцовки сюда.
Теперь понемногу меня нагревайте,
И в колбу собрать меня не забывайте!
Ведущий. А что ты умеешь делать?
Кислород. Гореть помогу
и свече, и дровам,
Дышать помогу и растениям, и вам,
Металлы сварю, всё, что есть окислю!
Скорее меня угадать вам велю!
/ Ведущий может задать наводящие вопросы: какой газ поддерживает горение и служит для дыхания? Дети отвечают «кислород»/.
Ведущий. Правильно! А вот и второй гость.
2. /Входит углекислый газ с пробиркой с известковой водой/
Углекислый газ. Я парень бравый, хоть куда!
Вот известковая вода,
Она совсем прозрачна.
А я, хоть и бесцветный газ,
могу смутить её тот час
/дышит в пробирку/
И, в общем-то, удачно!
/Демонстрирует пробирку с помутневшей известковой водой/.
Ведущий. А как тебя получить?
Углекислый газ. Меня нетрудно получить – лишь кислотой мелок полить!
А коль и это не хотите, то лишь немного подышите!
Меня вы выдохните сразу! Зовусь я…
(углекислым газом) /по возможности, отвечают дети/.
/Демонстрирует опыт получения углекислого газа из мела или мрамора путём воздействия на него разбавленной уксусной кислотой: в пробирку с уксусной кислотой опускаются кусочки мела, наблюдается выделение пузырьков газа. (См. описание опыта в приложении)/.
Ведущий. Ты тоже поддерживаешь горение, как кислород?
Углекислый газ. Нет! Меня даже используют в огнетушителях!
Ведущий. Мы с вами познакомились с кислородом и углекислым газом, но есть ещё один важный газ, входящий в состав воздуха – это азот, и узнать, какого газа в воздухе больше, нам поможет сказка-подсказка.
Ребёнок. /рассказывает сказку, демонстрируя опыт с горящей свечой в банке/. Собрались раз три брата газа и заспорили, кто из них самый сильный. Первый говорит: «Я могу зажечь даже тлеющую лучину!» Второй говорит: «А я могу потушить горящую свечу!» а третий брат ничего не сказал, а просто предложил помериться силами. Забрались они втроём под стеклянный колпак, зажгли свечку и поставили рядом известковую воду. Первый брат недолго поддерживал горение свечи – весь израсходовался! Второй хоть и помог потушить свечу, сам растворился в известковой воде – она даже помутнела! Тогда решили проверить, жив ли ещё третий брат. Поместили под колпак горящую лучину, и он быстро потушил её.
Кто были эти три брата и какого газа оказалось больше в составе воздуха?
(Кислород, углекислый газ и азот. Больше в воздухе азота).
Ведущий. Скажите, ребята, чистый воздух имеет цвет или запах? (нет).
Ведущий. Тогда кто же это такие? /Появляются вредные примеси/
Вредные примеси. /по очереди/
Скорее готовьте противогаз! Сейчас предстоит увидеть вам нас!
А если защиту вы дома забыли – вдохните немного и дыма, и пыли!
Мы верные спутники автомобилей, Заводов, дорог и мест, где курили!
Мы сделаем видимым воздух для глаз! Мы сажей осядем в лёгких у вас!
Мы вечные спутники человека! Нас только в природе нетронутой нету!
Но в горы, в леса не всегда убежите! Дышите, чихайте, раз нас вы творите! (варианты ответов детей).
Ведущий. Ребята, нужны нам эти вредные примеси? (нет)
Как от них избавиться? Как не допустить загрязнения воздуха и сделать его чище? /ответы детей с подниманием плакатов/
- посадить деревья и цветы,
- не жечь мусор, особенно пластик, в кострах,
- на заводах строить очистные сооружения,
- не курить,
- меньше пользоваться автомобилями с бензиновыми двигателями, лучше трамваями, троллейбусами или электромобилями.
/вредные примеси в страхе удаляются/
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, вы останетесь такими, и когда вырастите!