Марина Проняева
Творческо-игровой проект для детей средней группы «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»
Творческо – игровой проект
для детей средней группы
«Сказка в гости к нам пришла».
Подготовили воспитатели:
Проняева М. С.
март 2018 г.
Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам – урок.
А. С. Пушкин
Актуальность проекта :
Публикация «Творческо-игровой проект для детей средней группы „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Проблема создания проекта :
Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле русская народная сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
I. Информационная карта проекта.
Полное название проекта : «Сказка в гости к нам пришла».
Автор проекта : Проняева М. С., Инкина Е. В.
Продолжительность проекта : краткосрочный 1 месяц.
Тип проекта : творческо-игровой, краткосрочный (март 2018 года, групповой (дети, родители, воспитатели).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь, к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей; развивать традиции семейного чтения; развить у детей личностное отношение к поступкам их героев, инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Задачи проекта :
Для детей :
Обучающие: расширить представление детей о сказках. Формировать умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание. Высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие: Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений.
Воспитательные: Воспитывать культуру речи. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
Для родителей:
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду. Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
Развитие творческого потенциала ребенка. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей. Создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Программа «Социокультурные Истоки».
Формировать интерес к книге и ее литературным персонажам; формировать умение эмоционально передавать содержание сказки, рассказа с опорой на иллюстрации, умения соотносить содержание с имеющимся жизненным опытом; создавать условия для развития инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать связную речь детей; развивать у детей грамматически правильную связную речь и эмоционально-образное восприятие героев рассказа; развивать у детей умение эмоционально передавать диалоги героев произведения; развивать у детей способность использовать средства интонационной выразительности при пересказе текстов; обогащать и активизировать словарь детей словами-прилагательными, обозначающими свойства и качества предметов ближайшего окружения; активизировать в речи детей ласковое проговаривание героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; активизировать в речи детей благодарные слова.
- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитание способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : театрализованная сказка.
Продукты проекта.
для детей : продукты продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, поделки) новые знания и впечатления, содержательно проведённое вместе с родителями время, детские книги.
для педагогов: оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок», картотека пословиц, поговорок, загадок, мультимедийные презентации, пальчиковый театр, организация выставки детских работ; пополнение экспонатами мини-музея «Сказка ложь да в ней намек».
для родителей: содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению рисунков. Участие в выставке детских работ. Изготовление пальчикового театра.
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей : развитие интереса детей к сказкам; закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях; получить эмоциональный отклик от своей работы;
для педагогов: составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях); изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
для родителей: содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы; активное участие родителей в жизни детского сада и группы; рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Краткое содержание проекта :
1 этап: Подготовительный.
Цель: актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Изучение методической литературы.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей: «Сказка в жизни ребенка», «Как читать сказку детям», «Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии речи детей».
Чтение русских народных сказок.
Обогащение развивающей среды :
внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок;
изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый, теневой);
маски, элементы костюмов героев сказок;
раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам, альбомы для рисования «Дружная семья»;
русские сарафаны и косоворотки для детей;
сбор экспонатов для организации мини - музея "Сказка ложь да в ней намек";
изготовление альбома для рассматривания: «Русские народные сказки» (в рисунках, открытках, «Предметы быта русской избы», «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам);
создание картотеки игр: русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота», «У дедушки Трифона», «Как у бабушки Ларисы», «Ой, вставала я радешенько», «Кто с нами?» и т. д. ;
подборка пословиц, поговорок о сказках, поговорок о русском быте, гостеприимстве;
дидактические игры: «Расскажи сказку», серия игр «Мои любимые сказки», «Мои любимые сказки», «Жили – были сказки…», «Про сказки», «Театр сказок».
загадки о сказках;
пальчиковые игры по мотивам народных сказок;
физминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
2 этап: Основной.
Цель: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
План реализации проекта :
ОО «Речевое развитие» Беседы: «Кто рисует картинки к сказкам»; «В гости к книге».
Выставки книг: «Русские народные сказки».
Чтение и заучивание пословиц, поговорок о сказках, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Рассматривание альбомов: «Предметы быта русской избы», «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок»; ; «Назови сказку»; «Что сначала, что потом»; «Подбери иллюстрацию к сказке»; «Расскажи сказку», серия игр «Мои любимые сказки», «Мои любимые сказки», «Жили – были сказки…», «Про сказки», «Театр сказок».
Чтение обсуждение и пересказ сказок : «Про Иванушку - дурачка», обр. М. Горького; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Беседа с детьми на тему «Чему учит любимая сказка».
Викторина «Узнайте сказку».
Сказки : «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»; «Петушок – золотой гребешок»; «Снегурушка и лиса»; «Петушок и бобовое зернышко»;
«Крошечка-Хаврошечка»; «Заюшкина избушка»
Поэзия. В. Берестов «Недаром дети любят сказку».
Загадки. О сказочных героях.
ОО «Познавательное развитие» Экскурсия в мини - музей «Русская изба», в Центральную библиотеку им С. И. Шуртакова.
Беседы: «Кто рисует картинки к сказкам»; «О прочитанных сказках».
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Организация игровой деятельности.
Слушание музыкальных произведений.
Словесная игра «Узнайте сказку», (стр. 10 книга №4, «Назови сказку».
Словесная, настольно-печатная игра «Путешествие по сказкам», «Собери сказку»; «Расскажи сказку по серии картинок»; ; «Назови сказку»; «Что сначала, что потом»; «Подбери иллюстрацию к сказке»; «Расскажи сказку».
ОО Социально –коммуникативное развитие» Беседа «На кого из сказочных героев я похож».
Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра.
Ремонт книг в книжном уголке.
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Жили – были сказки…», «Про сказки», «Театр сказок».
Игра-драматизация по русской народной сказке «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Жихарка», обр. И. Карнауховой.
Театрализованные представления по сюжету русской народной сказоки : «Рукавичка».
Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка»; по мотивам любимых детских сказок.
Словесная игра «Узнайте сказку», (стр. 10 книга №4, «Назови сказку».
Словесная, настольно-печатная игра «Путешествие по сказкам», «Собери сказку»; «Расскажи сказку по серии картинок»; ; «Назови сказку»; «Что сначала, что потом»; «Подбери иллюстрацию к сказке»; «Расскажи сказку».
ОО «Художественно –эстетическое развитие» Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями).
Лепка: .
Аппликация: .
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
Показ воспитателем театров по сказкам :
«Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «….» (плоскостной, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах).
Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам : «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы.
Слушание русской народной мелодии «Как у наших у ворот».
Слушание русской народной песни «Где был Иванушка?»; «Сказочная музыка» муз. С. М. Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова (из цикла музыкальные шедевры)
Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»; «Петушок и бобовое зёрнышко»; «Снегурушка и лиса».
Хороводная игра «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского, сл. Найденовой; «Теремок», хоровод «Репка»
Муз. движения: игры по мотивам р. н. сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»; нар. игра «У дедушки Трифона»; «У тетушки Ларисы».
Оформление страницы Альбома «Любимая сказка».
ОО «Физическое развитие» Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки».
«Сказочные физкультминутки
Подвижные игры: «Гуси гуси», «У медведя во бору».
Русская народная игра «У дедушки Трифона»; «Бабушка Маланья»;
«Дедушка Рожок»; «Каравай»; «У медведя во бору»; «Мишка вылез из берлоги»; «Мы с друзьями в лес идем»; «Волк и зайцы»; «Совушка – сова», «Прогулка»; «Девочка и медведь»
Хороводная игра «В гости к сказке».
Работа с родителями Анкетирование: «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
Консультация «Знакомство со сказками»; «Читайте детям сказки»
Акция: «Подари книгу».
Изготовление родителями театров разных видов.
Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
Творческая работа : «Любимая сказка моей семьи».
Изготовление и сбор экспонатов для организации мини – музея «Сказка ложь да в ней намек».
Показ для детей кукольного театра.
3 этап: Заключительный
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно -
исследовательской деятельности.
Оформление мини-музея «Сказка ложь да в ней намек» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «Сказка в гости к нам пришла»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «Сказка»
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, создание авторских сказок);
- чтение сказок с детьми дома;
-показ театрализованной сказки.
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»;
- обновление предметно-развивающей среды;
- изготовление разных видов театра по русским народным сказкам;
- пополнение содержания книжного уголка сказками;
- развитие речевого общения и этикета.
Заключение
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.