Юлия Чкалова
Творческий проект в подготовительной группе «Правила дорожные-для нас очень важные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект в подготовительной группе
«Правила дорожные – для нас очень важные!»
Данный проект будет полезен воспитателям всех возрастных групп, так как на основе его можно продолжить работу с детьми по изучению тем правил дорожного движения. Дети в этой области получат в лёгкой игровой форме не только теоретические, но и, главным образом, практические навыки по дорожной безопасности, от которых порой зависит жизнь человека.
Публикация «Творческий проект в подготовительной группе „Правила дорожные-для нас очень важные!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Актуальность реализации проекта :
Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Не имея знаний этого сделать невозможно. Дети старшего дошкольного возраста открыты для получения новых знаний. Поэтому, просто необходимо познакомить их с дорожной азбукой! Данный проект поможет ребятам получить начальные знания по дорожному движению.
Тип проекта :
Групповой, творческий, среднесрочный.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Проблема: Дети мало знают о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.
Сроки проведения: конец марта – начало апреля 2016 года.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта : 23 ребенка, воспитатели, родители.
Методы, используемые в проекте : игровой, словесный, исследовательский и творческий.
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Ожидаемый результат проекта :
- У детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.
- Будет привито желание выполнять данные правила самими и привлекать к этому родителей.
- Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
- Сформируются умения ориентироваться на улицах города. Повысится познавательный интерес к жизни улицы.
- Пополнение развивающей среды различными пособиями.
Формы реализации проекта :
- Совместная взросло-детская деятельность с учетом интеграции образовательных областей.
- Художественное творчество – изготовление макетов улицы из бумаги, картона и подручного материала с последующим использованием данных макетах в игровой деятельности детей.
- Организация целевых прогулок с целью знакомства детей на практике с улицей и правилами поведения на дороге.
- Изготовление продуктов художественного творчества (рисунки, аппликации, поделки) родителями совместно с детьми.
- Итоговое мероприятие проекта – досуг «Маленькие пешеходы».
Продукты проекта :
- Продукты (поделки) художественной деятельности, изготовленные детьми совместно с родителями.
- Досуг.
Содержание проекта.
Введение
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта в России особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на дорогах.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге является то, что они «впитываются», усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улицу.
Молодое поколение приобретает опыт общения с дорогой, с одной стороны, в процессе личного взаимодействия с условиями дорожного движения и через систему профессионального образования – с другой.
Основное назначение Стандарта изучения правил дорожного движения состоит в определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения детей на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении детей с дорогой. На городской магистрали, широком проспекте, в узком переулке – мы все становимся участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное пешеходами или водителями, может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге, дети, предоставленные сами себе – все это ведет к большой опасности на дороге.
Маленькие дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т. д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей.
Значение дорожных знаков
Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учиться читать, ему показывают буквы. Из букв складывают слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Эти сигналы служат для управления на улицах и дорогах. Изучая дорожные знаки, у детей формируются знания, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Поэтому при формировании новых знаний при обучении ПДД целесообразно применять для иллюстрации, дополнения, детализации материала, раскрываемого педагогом при акцентировании внимания учащихся на отдельных фактах или моментах, возникающих в дорожных ситуациях.
1 этап. Подготовительный этап :
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте, исследование ЗУН по теме проекта, анкетирование родителей, формулировка проблемы, обозначение цели и задач, обзор методической литературы, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта.
Актуальность проблемы: Детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу (микрорайону, в котором они живут. Для осуществления данной идеи необходимо наличие у детей определенных знаний по данной теме. Для этого было подготовлено и проведено исследование знаний правил дорожного движения детьми. В ходе проведенного исследования выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами, к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах.
Вместе с этим было проведено анкетирование родителей по данной теме. В результате обработки данных выяснилось, что на знание домашнего адреса ребенком не обращаем внимания, хотя уже и пора, к тому же это затрагивает и тему социальной безопасности. Правила дорожного движения стараются соблюдать все, но пока не уделяют должного внимания на прививание навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! А зачастую перекладывают данную функцию на дошкольное образовательное учреждение.
Целеполагание.
Цель: Создать в группе условия для эффективной работы по формированию у детей начальных знаний по дорожной безопасности : знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного и безопасного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения; активизировать работу родителей по пропаганде безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути, односторонним и двусторонним движением, домашним адресом;
- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
- учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки.
Развивающие:
-развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность, интерес;
- обогащать словарный запас детей;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Предварительная работа с детьми на тему: Поведение на улице и на природе
На первый взгляд, ничего страшного на городской улице произойти не может. Вот в лесу другое дело: там и змеи, и дикие животные. Но если подумать, жизнь наших далеких прародителей была гораздо безопаснее, чем современная жизнь.
Если наши прародители хорошо знали друг друга, отлично понимали язык птиц, знали повадки животных, то современный человек очень часто не знает даже соседей, живущих на одной с ним площадке. Что уж говорить про язык птиц и поведение животных!
В древние времена незнакомец всегда расценивался как враг, и его появление служило сигналом опасности. В современном мире это вовсе не обязательно. Большое количество незнакомых друг другу людей на улицах стало привычным, а потом современный человек утратил бдительность и может попасть в непредвиденные обстоятельства.
В далекие времена не было никакого транспорта. Древний человек мог рассчитывать только на свои ноги. Теперь все не так.
Наш современник меньше ходит пешком, отдавая предпочтение автомобилю или любому другому транспорту. А поскольку с каждым годом, а может, и с каждым днем транспорта на наших улицах становится все больше и больше, то и угроза жизни все возрастает.
А часы пик! Разве древний человек знал, что это такое? Сейчас каждый школьник знает, что часы пик – это время, когда все люди едут на работу, учебу или возвращаются домой. В результате возникающей давки в эти часы легко получить травмы, ушибы и т. д.
Даже если вспомнить такие стихийные бедствия, как землетрясение или наводнение, и тогда окажется, что древнему человеку было легче справиться с ними. Ведь раньше не было многоэтажных домов и такого большого скопления людей.
Итак, опасные ситуации на улице возникают по нескольким причинам, самые главные из которых – большое количество машин на улицах и повышенная преступность. Значит, первое правило безопасности – каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если же не соблюдать эти правила, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.
Закон улиц и дорог строг только к тем, кто его нарушает. А тем, кто знает правила дорожного движения, этот закон, наоборот, помогает. Он бережет жизнь людей, охраняет от большого несчастья. Если ты хочешь, чтобы закон улиц и дорог помогал и тебе, запомни и всегда соблюдай правила дорожного движения. Для того чтобы избежать опасности, несчастного случая, тебе нужно соблюдать не только правила дорожного движения, но и правила поведения на улице вообще.
На дороге нельзя играть. Если ты любишь кататься на санках, коньках, самокате, не забывай, что очень опасно делать это на проезжей части. В любую минуту может выскочить машина, и ты не успеешь уйти с дороги. Если что-то случиться, то виноват будешь ты, а не водитель машины.
Правила дорожного движения приняты во всем мире, они нужны для того, чтобы чрезвычайных происшествий на дороге было как можно меньше.
Все о дорожных знаках для дошкольников
Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» со всеми водителями и пешеходами. У улиц всех стран мира – один общий язык. Во всем мире понимают, что означает тот или иной дорожный знак.
Дорожные знаки – это простые треугольники, кружки и прямоугольники разных цветов: красные, голубые, желтые. На каждом знаке что-то нарисовано: паровоз, бегущие дети, велосипед и т. д. Что же означают эти загадочные знаки?
Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Есть также знаки сервиса.
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки – это треугольники с красной каемкой. Почему они называются предупреждающими? Конечно же потому, что они предупреждают о чем-то.
Вот треугольник с нарисованным паровозом внутри. Он предупреждает о том, что поблизости находится железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Треугольник с изображенной толстой кривой говорит об опасном повороте или даже нескольких поворотах впереди.
Есть знаки, предупреждающие о скользкой дороге, дорожных работах, перегоне скота, диких животных, а также о низколетящих самолетах и боковом ветре.
Треугольник, внутри которого изображены дети, чаще всего расположен вблизи школ. Он предупреждает водителей о том, что они в этом месте должны быть особенно внимательными и снизить скорость.
Очень нужны водителям знаки, предупреждающие о крутом спуске и подъеме. Ну а пешеходам нужно знать, что означает треугольник, внутри которого изображен пешеход. Этот знак предупреждает о том, что поблизости есть пешеходный переход. Все эти знаки, как желтый свет светофора, говорят: «Осторожно, будь внимательным!»
2 этап. Разработка проекта.
1. Создать в группе условия для формирования у детей основных знаний по дорожной безопасности.
2. Сообщить детям и родителям цель проекта и заинтересовать их в его значимости и важности для них.
3. Подготовить необходимую литературу и иллюстрационный материал для успешной продуктивной деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
В связи с тем, что часто в городской повседневной жизни люди не выполняют элементарных правил дорожного движения, было принято решение провести работу с детьми средней группы по формированию знаний этих элементарных правил дорожного движения, а также привлечь к этому их родителей. Так возникла тема проекта «Знаки дорожные - для нас очень важные». Данная тема актуальна в сегодняшние дни, так как после проведения исследования знаний и умений детей по теме была выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах.
Основной этап: Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки с детьми.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям. Индивидуальные беседы с родителями.
Организация деятельности проекта.
1. Игровая деятельность.
Дидактические игры. Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.
Задачи:
- дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД.
- закреплять и совершенствовать навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.
- приучать ребенка к взаимодействию со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Настольно-печатная игра «Назови знак», лото «Профессии», «Половинки», «Давай дружить с тобой, дорога».
Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.
Словесные игры «Да и нет», «Знающий пешеход».
Сюжетно-ролевые игры «Автозаправочная станция», «Мы едем, едем, едем», «Шоферы».
Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, учить соответствовать выбранной роли, учить распределять роли в соответствии с желаниями ребят, учить договариваться.
2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: развивать выразительность речи детей, учить слышать и слушать, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.
Чтение стихов, пословиц и поговорок, небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге, разгадывание загадок.
Беседа: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.
Танец по показу под песню группы Барбарики «Бибика».
Слушание песни: «Песенка Паровозика из мультфильма «Поезд из Ромашково», музыка: В. Юровский, слова: Г. Сапгир, Г. Цыферов.
3. Художественно-эстетическая и продуктивная деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить быть внимательным в работе.
- Рисунок: «Машины бывают разные», «Главный на дороге».
- Аппликация: «Светофор».
- Коллективная работа «На дороге».
- Совместная работа с родителями: рисунок на тему: «Правила дорожные – очень важные!»
Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.
4. Проведение подвижных игр в группе, на улице, физкультминуток – подвижных упражнений: «Грузовики», «Гараж».
Выставка различных видов автомобилей и спецтехники.
Цель: привлечь внимание детей к различным видам техники и её назначению, расширять кругозор детей, знакомить с различными видами техники [21, с. 45 – 47; 20, с. 49; 27, с. 33 – 37; 29, с. 14 - 27].
Примеры проведенных мероприятий представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Формирование развивающей среды:
Для реализации проекта «Знаки дорожные – для нас очень важные» в группе был организован уголок по изучению детьми города и жизни в нем.
Проект запланирован на 3 недели, где каждой неделе посвящается определенная тема таким образом, что последующие темы и материал опираются на предыдущие и требуют от детей применение изученного материала в своей последующей деятельности.
Еще на подготовительном этапе были подготовлены некоторые пособия своими руками для исследования знаний и умений детей на начало проекта, а также на осуществление уже образовательной деятельности в ходе проекта. И пособиями пополнялась развивающая среда группы на протяжении всего проекта.
Для закрепления практических знаний по правилам дорожного движения была проведена целевая прогулка к проезжей части.
Работа с родителями:
На первом этапе было проведено анкетирование родителей. Анкетирование позволяет сделать вывод, что правила дорожного движения стараются соблюдать все (согласно анкетам, но пока не уделяют должного внимания на привитие этих навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! Также анкетирование родителей показало, что более половины родителей не уверены в том, что дают своему ребенку знания правил дорожного движения в полном объеме. Таким образом, данная работа всем своим объемом ложится на плечи дошкольного образовательного учреждения и не только для обучения детей, а и для проведения работы с родителями по данной теме. Именно они – родители являются главным примером в жизни ребенка и важным источником информации, и от них зависит выработка ответственного отношения к правилам дорожного движения у ребенка. А детский сад здесь оказывает практическую помощь, консультирует родителей об информации, которую ребенок в данном возрасте может и просто обязан усвоить, выработать определенный тип поведения в качестве пешехода, пассажира и просто участника жизни улицы.
Далее по ходу проекта оформлялась наглядная информация для них по темам: «Дорожные знаки и то, что должен знать о нем ребенок»; «Правила поведения в общественном транспорте»; «Знаки дорожного движения — как обезопасить ребенка на дороге», «Как появился светофор?», «Дорога и её составные части». Также родители приняли участие в совместной деятельности с детьми по изготовлению поделок художественного творчества на выставку-конкурс.
Заключительный этап: Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
В конце проекта проводится итоговое мероприятие – досуг «Маленькие пешеходы», где дети не просто побывают на празднике, а покажут комплексные знания и умения, полученные и усвоенные за время образовательной деятельности в ходе проекта : чтение стихотворений : С. Михалкова «Правила движения»; В. Берестов «Про машину», Л. Лущенко «Светофор»; подвижные («Перекресток», дидактические игры по теме («Чудесный мешочек - виды городского транспорта», «Назови шестое», «Будь внимательным», словесная игра «Кто, что делает?», конкурс «Ситуация»; конкурс «Раскрась отгадку на кроссворд»; разгадывание загадок игра «Играй, да смекай», прослушивание песен по теме (Руслан Зимин песня «Веселый светофор», группа «Не скучай» песня «Мегаполис», «Песня про ПДД») и танцы под эти мелодии. Разгадывание кроссворда, ребуса.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Коллективная работа «На дороге».
2. Выставка рисунков «Правила дорожные – важные очень!».
3. Выставка моделей автомобилей и спецтехники в группе.
4. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.
5. Проведение праздника.
6. Презентация проекта.
Вывод:
На мой взгляд, работа по проекту удалась, так как, во-первых, у детей повысился уровень знаний и умений, о чем можно утверждать по результатам исследования в конце проекта. Во-вторых, активированы в совместной работе родители, так как прошла выставка-конкурс совместных с детьми поделок художественного творчества. В третьих, родители обратили внимание на то, что дети начали специально искать и правильно называть дорожные знаки, а так же следить за сменой цвета светофора, чтобы перейти дорогу
Таким образом, у детей заметно увеличилось желание действовать по правилам и, главное, задача родителей теперь поддерживать это возникшее желание, в результате чего мы сохраним здоровье и жизнь нашим детям.
И в завершении хотелось бы отметить, что проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.