Светлана Мартынова
Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира».
▼ Скачать + Заказать документы
как возможность познания окружающего мира».
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта : кратко-срочный
Предмет исследования: вода, воздух, статическое электричество.
Участники проекта : воспитатель; дети подготовительной группы с ОНР.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Публикация «Творческий проект „Узнаем — познаем — развиваемся“, „Эксперимент — как возможность познания окружающего мира“,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель:
• развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
• расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
• развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.) ;
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.
Образовательные задачи:
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздух.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
• Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи :
• Способствовать развитию любознательности.
• Развивать внимание детей.
• Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
• Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать культуру поведения.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.
Участники проекта : дети логопедической группы № 10, воспитатели, родители
Место проведения: помещение группы.
Обеспечение проекта : салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока; бумажные листы; подносы, кисти; стакан граненый прозрачный; лупа, графин для воды стеклянный, материалы для исследований – цветные камушки; платки, пакеты полиэтиленовые; воздушные шарики; фольга пищевая ножницы, расчески пластмассовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.
Предварительная работа:
• ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
• беседы о воде, воздухе, электричестве;
• рассматривание и чтение детских энциклопедий
• Дидактические игры «Ходит капелька по кругу», «Капля мала, да удала»
• Подвижные игры и физминутки
Предполагаемый результат:
• создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
• возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
• стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
• удачное проведение экспериментов.
Работа с родителями:
Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе;
Карточки экспериментов проводимые родителями с детьми дома
Беседа для родителей «Логические задачи, предлагаемые детям при совместном времяпрепровождении»
Выполнение проекта.
Проведение экспериментов.
Опыты с воздухом.
1. Воздух в человеке.
Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
2. Ловим воздух.
1. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.
2. Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.
Эксперименты с давлением воздуха.
3. Вода в перевернутом стакане.
Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает а вода не выливается.
Опыты с водой.
1. Можно ли склеить бумагу водой?
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно.
Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
2. Вода или лупа? Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.
Из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!
Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.
1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
2. Воздушные шарики.
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.
Наэлектризуйте
шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.
Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.