Марина Петрова
Исследователи окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Предлагаем несколько экспериментов, детям они очень нравятся.
Эксперимент№1
Если в яблоке вода?
Публикация «Исследователи окружающего мира» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Цель: : формировать представления детей о свойствах яблок и содержании в них воды Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; умение планировать этапы своих действий;.
Материал: картинки из серии "Плодовые деревья", "Как растёт живое?", дидактическая игра "Фрукты-Овощи", ватман с нарисованной яблоней, вырезанные из картона яблоки, клей карандаш, таз с водой, яблоки.
Процесс: Детям принесли яблоки их нужно перед употреблением вымыть,
Как вы думаете, ребята, яблоки утонут,если их бросить в воду? Давайте посмотрим, что с ними будет. Сейчас, каждый из вас опустит своё яблоко в воду. Опускайте. Смотрите, яблоки не утонули. Почему?Значит в яблоке есть вода?
Проблема: - Где же вода в яблоке, если её не видно?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Ее нет, потому что не видно
Там одни косточки и т. д
Как нам проверить? Берут терку или соковыжималку и трут яблоко что появилось? Сок –это жидкость
Вывод: в яблоке есть вода.
Эксперимент№2
«Что такое дрожжи?»
Цель: Изучить свойства дрожжей,.выяснить откуда произошли дрожжи. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; умение планировать этапы своих действий;.
Материал: дрожжи,молоко,шарик, мука, вода, сахар.
Проблема: Незнайка принес тесто и говорит почему тесто толстеет?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Ответы детей
Процесс: Взять шарик насыпать туда дрожжей, сахар и воды положить на батарею. Понаблюдать, что происходит. Шарик надулся. Отчего? Потому-то дрожжей стало больше. Обьяснить детям, что дрожи произошли из бактерий, за счет соединения пшеничной муки,воды. показать презентацию «Дрожжевые микробы»
Эксперимент№3
Что такое желатин?
Цель: Познакомить с продуктом желатин, расширять знания детей о его свойстве. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Материал: Вода, желатин, емкости, палочки, фартуки, разные фрукты
Мотивация: Чебурашка ждет гостей на день рожденье, но торт не купил. Хочет сделать сам пирожное. Какие нужно продукты? Ответы детей.
Д\ и: «Выбери продукты»Муки не оказалось.
Проблема: Можно ли без муки приготовить пирожное?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Можно сделать из готового печенья
Можно купить
Сделать из желатина
Процесс: Рассматривают желатин, определяют свойства. Замачивают желатин в горячей воде, пока он набухает, раскладывают фрукты. Охлажденный желатин заливают форму с фруктами и ждут, когда остынет.
Вывод: желатин это прозрачная вязкая масса, продукт переработки извлеченный из соединительных тканей, кожи и костей животных
П\игра «Карусель»
Эксперимент№4 Как осушить колодец?»
Цель: Развивать поисковую деятельность детей:
способность к определению задач на основе поставленной проблемы
Материал: пластиковые трубки, вырезанные из бутылок, скотч
Мотивация: На прогулке детям дали задание по карте. Построить на том месте где обозначено гараж, дети обнаруживают, на том месте колодец.
Проблема: Что делать?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Вычерпать ведром,
подождать, когда сделает солнце,
проложить трубы
Процесс : Прокопать маленькие траншеи, на дно насыпьте песок и положить камни, проложить заранее вырезанные бутылки из пластика не очень большие, соединяя их друг с другом с помощью скотча засыпать песком,а сверху палочками., землей, и другим природным материалом. Понаблюдать, как уходит вода.
Вывод: Колодец высушен, при помощи специальной системы (труб, песка природного материала)
С\ игра: «Стойка»
Эксперимент№5
Можно ли смолой клеить?
Цель: Познакомить с свойствами смолы - живицы. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Материал: листочки от дерево, перчатки, фартучки
Мотивация: В лесу от больной ранки дерева отлетел листочек, чем можно приклеить?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Клеем, но в лесу клей не найдешь
Водой и т д
Процесс. прогулка в лес, по территории детского сада, наблюдение за деревьями
Дети рассматривают смолу. Задается вопрос:
Проблема: Можно ли смолой клеить?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Ответы детей:
Определяют свойства смолы: Какая смола?.
Проводят опыт листочки накладывают на то место, где вытекает смола, затем приклеивают листочки между собой.
Вывод: Смола действительно может приклеить.
П\игра «Собери шишки»
Эксперимент№6
«Как копируют поверхности коры»
Цель: Узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Развивать умение моделировать кору из теста методом наложение.
Материал. Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.
Мотивация: Загадки про лес
Лесовику пришло письмо нужно сфотографировать кору для ученых, они будут обследовать,
Проблема: но как это сделать?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
Сфотографировать, нарисовать, сделать отпечаток
Процесс : Дети рассматривают кору определяют свойства, назначение коры определяют почему она стало гнилой.
Как сделать кору, похожую на настоящую?
Дети раскатывают тесто тонким слоем и накладывают на кору, через минут 5 убирают и смотрят что получилось.
Вывод: Лучше получился отпечаток из теста он качественно отобразил все выпуклости коры.
Подвижная игра: «Беги к дереву»
Эксперимент№7
Что тяжелее вода или дрова?
Цель. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; умение планировать этапы своих действий. Активизировать словарь детей: гиря весы.
Материалы. Вода, два ведра, деревянный куб, самодельные весы.
Мотивация; Поспорили Знайка и Незнайка что тяжелее ведро дров или воды. Обсудив ситуацию, дети подняли ведро и получили ответ, что дрова легче. Ставится второе задание.
Физминутка Веселые ребята»
Эксперимент№8
«Можно ли перенести воду в сито?
Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Материал: Лед, вода, сито
Беседа: Ребята, нас окружает множество предметов, которые сделаны из различных материалов. Какие вы знаете материалы? (глина, песок, дерево, камень, ткань и т. д.)
- Каждый из этих материалов имеет цвет, вес, проницаемость - то есть обладают разными свойствами. Давайте с вами поищем твердые предметы вокруг и у себя (кости, зубы, ногти, пуговицы, пряжки, стол, стул, пол, стакан и т. д.) - А теперь скажите, что может быть жидким? (вода, чай, сок и т. д.)
Д\ игра : «Убери предмет не нужный»
Мотивация: А могут эти предметы превращаться в другое состояние? А что это предмет или материал? дети дают ответы. После обсуждения приходят к выводу, что это вода.
Физминутка: «Ручеек» Задать детям вопрос» Можно ли перенести воду в сито?
Выдвигают гипотезы и проверяют:
Процесс: Наливают воду и ставят в холодильник. Через несколько минут смотрят. Что случилось с водой? Превратилась в лед. почему?
Если тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
Вывод: Теперь воду можно принести в сито.
Также обсудить детьми другое состояние воды Налить воду на блюдце, поставим на несколько дней. как вы думаете, что с ней будет? вода испарится.
Вывод: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
Эксперимент№9
Сколько лет дереву?
Цель: Развивать умение определять возраст деревьев по распилу и мутовок. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;.
Материалы: спил дерева, условные мерки карандаши, бумага, загадки
Мотивация: У березки сегодня день рожденье
Проблема: Сколько лет ей никто незнает. Как узнать?
Выбирают гипотезы и проверяют их:
посчитать количество мутовок на стволе
сосчитать на опиле годичные кольца на его стволе
определить по веткам
Д\ и: «Узнай дерево»
Процесс. Дети рассматривают деревья. Затем считают мутовки (веерообразных расхождений веток на стволе дерева. После подсчета мутовок надо к полученному значению для сосны прибавить три года, для ели – четыре, для пихты – пять, для кедра – десять. Затем сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной. Другой слой тоньше и темнее, он появился в летний период и служит дереву опорой
Вывод :лучше всего возраст определить на опиле. Подсчет колец на спиле показал, что данному дереву было всего 22 года. Это очень молодое дерево. Спил имеет широкие и узкие кольца. Значит не всегда были благоприятными условия для его развития. Темные пятна на трех этапах жизни дерева показали, что оно было затронуто огнем или молнией.
П\ игра: «Скульптор»
Эксперимент№10
Как добыть воду для питья?»
Цель: Установить взаимосвязь природных явлений живой и неживой природы между собой Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Материал: лопатки, контейнер, камни, пленка или пакет.
Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду.
Беседа о том как нужно вести в лесу.
Мотивация: Дети отправились в лес и забыли взять с собой воду? Что делать? Где можно взять воду?Ответы детей
Проблема: А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи?
Выбирают гипотезы, и проверяют их:
собрать дождевую воду или снег
Купить в магазине
Собрать с листочков
Выкопайте яму
Процесс: Раскопать в земле яму глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положить свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставить конструкцию до вечера. Дальше: осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску, и посмотреть: в миске находится чистая вода.
Вывод: Откуда же она взялась? Объяснить детям что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость
П\ игра: «Прятки в лесу»