Юлия Филинова
Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира.
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Через ход и правила игры театральных постановок, этюдов ребенок знакомится с реалиями жизни, в которой ему предстоит проходить определенный путь социализации. Играя различные роли, дети копируют не только образ персонажа сказки, а также формируют образ собственного «Я». А как уже известно, театр состоит – не только из ролей актеров, но и ролей зрителей. Будучи зрителем с раннего возраста, ребенок формирует наблюдательские способности, выбирает, какое действие или какой герой ему нравится: добрый или злой, грустный или веселый. Наблюдая за спектаклем и принимая активную позицию в нём, ребенок знакомится с повседневностью, правилами поведения, нормами допустимого и недопустимого, традициями, обычаями и даже культурой того или иного народа.
Публикация «Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С помощью использования театрализованных практик дети приобщаются к народной культуре. Они запоминают элементы костюма, стилистику народных песен и танцев, знакомятся с народным искусством и литературой. Таким образом, поддерживается неразрывная связь современного поколения с прошлым. Театрализованная деятельность знакомит детей с различными жанрами культуры.
Образ «Я» и образ окружающего мира познаются детьми в процессе игры. Предлагая ребятам принять участие в театральной постановке, нужно попытаться увлечь их. Например, не стоит говорить: «Сейчас мы будем ставить сказку «Красная Шапочка» и вы должны выучить большой стих»; используется более демократичная форма подачи: «А давайте мы с вами поиграем в «Красную шапочку», «Кто будет Красной Шапочкой, кто волком?». Восприятие двух тождественных предложений, воспримутся детьми различными реакционными высказываниями, неодинаковой степенью интереса к театральной практике. Предложение поиграть во что-либо кажутся детям неким таинством, приключением, в которые обязательно им захочется проникнуть. Через метод игры в детях постепенно развиваются и актерские способности, формируется знание о социальной действительности.
Театр расширяет кругозор, например, во время инсценировки различных игр-ситуаций. Н. Ф. Губанова в своей книге «Развитие игровой деятельности» предлагает различные формы театрализованной игры : разминки, этюды, импровизации, сказки, игры с движениями, спектакли, игры-инсценировки. Например, игра-ситуация «Вежливые соседи» включает сценку, в ходе которой у детей в сознании откладывается, как правильно нужно встречать гостей, что делают хозяева перед их приходом, откладываются в сознании правила поведения в гостях, что хорошо, а что плохо. Все эти социальные реалии в процессе театрализованной игры с легкостью познаются ребенком, откладываются на подсознании. Уловив мысль игры, ее смысл, дети обязательно будут использовать данные социальных практик театрализованных игр. Может даже возникнуть желание поиграть в тех же «Вежливых соседей» самостоятельно, без педагогического воздействия.
Неоспоримый факт, что познание себя и окружающего мира может происходить через эмоциональную сферу личности человека. Театрализованная деятельность предлагает раскрыть в себе целую гамму эмоций и чувств, как в процессе самой инсценировки роли, так и в визуальном восприятии театрального действия. Поэтому детям нравится кукольный, пальчиковый, настольный театры. Во время просмотра театра, ребенок настолько заинтересовывается внешней атмосферой, что даже может забыть о минувшем желании поиграть в настольную игру или устроить гонки с машинками со своим лучшим другом. Важно в театральной постановке и яркость атрибутов, и оригинальность костюмов, и артистичность актеров, и динамичность сюжета. Дети очень хорошо реагируют на громкий театральный тон, интересную мимику и жесты, которые легко привлекают внимание малышей. Возможен даже факт, что именно через театрализованную деятельность ребенок может раскрыть в себе те эмоции, чувства, не возникающие ранее в его жизни.
Театрализованная деятельность может совершаться и помимо плановых занятий. В режимные моменты: на прогулке, в свободное время перед завтраком, в вечернее время, в ходе учебных мероприятий. Например, та же самая утренняя зарядка может проходить с театрализованными элементами : с репликами, потешками, определенной мимикой, играми-движениями, с перевоплощением образов, сменой эмоций и так далее. Например, «поскакали как зайчики», «нагнулись как березки», «танцуем и поем», «посмотрели грозно, а теперь с тоской» и т. п. Через все эти практики, на первый взгляд кажущиеся незначительными, дети усваивают: а как же в жизни двигаются зайцы, а почему березы нагибаются, неужели человек может и петь, и танцевать одновременно, а он еще может не просто смотреть, да еще и грозно и потом резко изменить взгляд и посмотреть с тоской? Взрослому человеку данные задания покажутся смешными, глупыми, но не для детей, которые только начинают знакомится с окружающим миром, с самим собой. Всё, что окружает ребенка пока кажется ему абсолютно новым и неизведанным. А постичь неизведанное, загадочное успешно реализует театрализованная деятельность.
Сценки, сказки, небольшие этюды придумываются на основе жизненных ситуаций. Задача детей в форме игры познать и нравственно-этическую область, художественно-эстетическую, экспериментально-исследовательскую область в социальном мире. Театрализованная деятельность предназначена решить данные задачи и помочь ребенку социализироваться в многообразных жизненных ситуациях.