Феняк Мария
Творческий проект «Родственные слова» для детей подготовительной к школе группы коррекционной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Родственные слова» для детей подготовительной к школе группы коррекционной направленности.
Подготовила Феняк М. В. учитель-логопед МБДОУ д/с №3
Публикация «Творческий проект „Родственные слова“ для детей подготовительной к школе группы коррекционной направленности» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Сложность слов в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям дошкольного возраста по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определённого высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводит к тому, что многие школьники не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочёты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря, по формированию словообразовательных навыков. Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогают ребёнку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Проект «Родственные слова», совершенствуя устную речь, способствует осмыслению семантических связей между словами и обогащению словарного запаса.
Цель: формировать предпосылки к успешному обучению в школе; повышать педагогический потенциал родителей и воспитателей.
ЗАДАЧИ:
• Познакомить детей с понятием «родственные слова»; систематизировать словарный запас детей по группам родственных слов;
• Продолжать расширять словарный запас;
• Закреплять словообразовательные навыки;
• Развивать память, внимание, мышление, творческие способности связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами;
• Привлечь родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по данной теме;
• Воспитывать интерес к родному языку.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: 2 месяца.
Этапы проекта.
1. Организационный (3 недели);
- выявление проблемы;
- формулировка задач проекта;
- организация предметно-развивающей, познавательной среды.
2. Практический (1 месяц): организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей и родителей.
3. Заключительный: (1 неделя): подготовка и проведение презентации книжек-малышек, проведение игры КВН «Семейка слов» с участием родителей.
Практическая часть проекта.
Развивающая среда
1. Подготовка заданий и упражнений для игровой деятельности детей с воспитателями и родителями.
2. Подготовка предметных картинок для самостоятельной образовательной деятельности детей.
3. Альбом «Родственные слова» для совместной деятельности детей и педагогов, самостоятельного чтения детьми родственных слов (общая часть однокоренных слов выделена другим цветом).
4. Книжки-малышки с иллюстрациями к набору родственных слов для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством педагогов и самостоятельной деятельности.
Работа с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Проведение игровых упражнений в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной образовательной деятельности.
3. Игровая деятельность детей с воспитателями вне занятий.
4. Подготовка опорных схем для слов «родственников».
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание книжек-малышек по теме «Родственные слова».
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
3. Подбор родственных слов по опорным схемам.
4. Чтение родственных слов в альбоме «Родственные слова».
Работа с родителями
1. Памятка «Игры и упражнения с родственными словами».
2. Участие родителей в познавательном досуге «Игра КВН».
3. Консультация для родителей «Роль ознакомления детей с понятием «родственные слова» для успешного обучения в школе».
Работа с воспитателями
1. Мастер-класс для воспитателей.
2. Ознакомление с подборкой игр и игровых упражнений для совместной деятельности воспитателей и детей.
Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.
1. «Узнай слово по его описанию».
Цель: познакомить с понятием «родственные слова», расширять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.
Ход упражнения.
Педагог: узнайте слово по описанию.
- участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами (сад).
- человек, который ухаживает за садом (садовник).
- молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (рассада).
- молодое деревце, которое выращено для посадки в саду (саженец).
- инструменты, которыми работают в саду (садовые).
- место, куда ходят дети до поступления в школу (детский садик).
- человек. который разводит сады (садовник).
Педагог повторяет цепочку родственных слов и сообщает детям, что такие слова называются родственными. Они образуют семью родственных слов.
2. Упражнение «Родственники»
Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Материал: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова, дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложения запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственное слово к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложения запомнившимся словом.
3. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
Ход упражнения
Педагог: Дети, послушайте слова. Определите какое слово лишнее и объясните почему?
Садик, садовод, сад, салат.
Садовник, всадник, рассада, сады.
Ссадина, садовый, палисадник, сажать.
4. Игра «Будь внимательным»
Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Педагог: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.
Сад – сажать,
Садик – ссадина,
Всадник – саженец,
Пересаживать – палисадник,
Садоводство – рассада,
Садочек – салат
5. Ребусы
Цель: формировать умение ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Материал: карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция:
1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
3. Прочитай слово (запиши, располагая буквы в соответствии с цифрами.
Ж А А Ь Т С В О Д О С А Д
3 2 4 6 5 1 5 4 3 6 1 2 7
6. Упражнение «Вспомни-назови»
Цель: развивать внимание, речеслуховую память. Формировать умения выделять родственные слова из прослушанного стихотворения.
Ход упражнения.
Педагог: послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Чудо-садик посадил дед Матвей, садовник:
Сливу, яблоньку, айву и густой шиповник.
Начинается с утра у него забота.
Рассадить пиона куст – важная работа.
Поработал он лопатой – получилась грядка.
А затем на этом месте высадит рассаду.
Он польет цветы водой, подрыхлит все грядки.
Вот и кончилась его майская посадка.
(Павлова Т. С.)